Официальный сайт

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

– О, Тимофее, – говорит святой апостол Павел : предание сохрани (Тим.6. 20-21).

Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то что тобою изобретено. То, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело не ума, но учения. Не частного обладания, но всенародной передачи. Дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым.

– Предание сохрани – то есть талант веры вселенской обереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и останется у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото – золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал, вместо одного, другое. Не хочу, чтобы вместо золота, подставлял ты нагло свинец или обманно – медь. Не хочу золота по виду, давай его натурой.

– О, Тимофее – о пастырь, писатель, учитель! Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, образованию, учености, то будь Веселеилом духовной скинии: полируй драгоценные камни божественного догмата, прилаживая их верно.

Распределяй их мудро, придавая им блеска, грации, прелести. Старайся, чтобы вследствие твоего, более ясного изложения, яснее разумели то, во что прежде верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде древность чтила несознательно. Но учи тому, чему тебя научили, и, говоря – ново, не скажи нового! Следовательно, скажет, может быть, кто-нибудь, в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния в усвоении религии? Всеконечно, должно быть, и при том – величайшее.

Кто так завистлив к людям и ненавистлив к Богу, что решится отвергать это! Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменой веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе. А перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое.

Итак, пусть вырастает и в высшей степени преуспевает с течением лет и веков, понимание, разумение, мудрость как каждого отдельного христианина, так и всех вместе.

Как одного человека, так и всей Церкви, но только в том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания. Религия, дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. С приращением лет тела раскрывают и развивают члены свои. Однако, остаются тем же, чем были. Цветущая пора детства и зрелый возраст старческий очень различны между собою: однако, стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми. Так что рост и наружность одного и того же человека изменяются; тем не менее природа его неизменна, личность его остается одна и та же.

Этому же закону преуспеяния необходимо должно следовать и догматическое учение христианской веры. Пусть, то есть оно с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается, но остается нерушимым и неповрежденным, целым и совершенным во всех подразделениях своих частей, во всех, так сказать, чувствах и членах своих, следовательно, без малейшей, сверх того, перемены, без всякой утраты в своем содержании, без всякого изменения своих определений.

Таким образом, следует древние догматы небесной философии с течением времени укреплять, обглаживать, очищать. Но не следует их переменять, обсекать, уродовать. Пусть они получают очевидность, блеск, раздельность, – это можно. Но их полнота, цельность, качество должны быть удерживаемы, – это необходимо. И Церковь Христова, заботливая и осторожная блюстительница вверенных ее хранению догматов, никогда в них ничего не изменяет, не уменьшает, не прибавляет.

Необходимого не отсекает, излишнего не прицепляет, своего не теряет, чужого не присвояет. Но со всею рачительностью старается единственно о том, чтобы рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано и основано, то довершать и отделывать. Если что пояснено уже и истолковано, то укреплять и подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то хранить.

Должно, впрочем, заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать согласные суждения древних Святых Отцов и следовать им не относительно всех каких-либо маловажных вопросов по Священному Писанию, но, главным образом, только касательно правила веры.

С другой стороны, не всегда и не все ереси должно обличать этим способом, но только новые и недавние, в первый раз, то есть появившиеся. Что же касается ересей давних и застарелых, то нам нет и малейшей надобности подступать к ним этой дорогой. Как бы ни были древни непотребства такого рода ересей или расколов, мы должны или поражать их, если нужно, не иначе, как авторитетом Священного Писания, или же без колебания убегать от них, как от давно пораженных уже и осужденных Вселенскими Соборами православных пастырей Церкви.

Вот те руководительные начала, которые, по воззрению святого Викентия Лиринского, безусловно необходимы при определении и доказательстве истин христианской веры для каждого православного богослова, говорит Епископ Сильвестр в книге «Опыт православно-догматического богословия».

Эти начала, так ясно и вдохновенно высказанные св. Викентием, несомненно выражавшие собою вселенское сознание Церкви, вдохновляли и Святых Богоносных Отцов, участников Вселенских соборов, и полагались ими в основание всех решений и определений этих Соборов.

Каждый последующий Вселенский собор, прежде всего, утверждал поэтому как незыблемую и непоколебимую истину то, что было поставлено на предыдущем Вселенском соборе.

Продолжение следует.

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЮБИЛЕЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

НЕ МИР, НО МЕЧ

К 200-ЛЕТИЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. СТАРЕЦ И ДУХОВНИК

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ. ЕРЕСИ И РАСКОЛЫ

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ. ОТ КОГО СТРАДАЛ ИИСУС ХРИСТОС

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

ПРИТЧИ. ПШЕНИЦА И ПЛЕВЕЛЫ

СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)

И ВЫ – БУДЬТЕ ГОТОВЫ

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ТАЙНОГО ХРИСТИАНСТВА»

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ТАЙНОГО ХРИСТИАНСТВА». ПРОДОЛЖЕНИЕ

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. О ЕРЕСЯХ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ПРАВИЛО ВЕРЫ

БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

РЕФОРМАЦИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМ. 500 ЛЕТ

 

 

 

01 июня 2020
Яндекс.Метрика
loading