Официальный сайт

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Догматико-историческое значение «Напоминания» Преподобного Викентия Лиринского состоит в прекрасном обобщении и в глубоко-вдохновенном истолковании всего православно-христианского учения об источниках и основах христианского откровения и веры. Это, однако, говорит Архиепископ Аверкий (Таушев),  не опыт самого изложения догматов веры, а только теория того, какими началами должен руководиться богослов-догматист при исследовании, раскрытии и доказательстве истин христианской веры.

Теория эта весьма замечательна по своему строго-церковному ясному и отчетливому взгляду на этот предмет автора и по характерно-выразительной постановке им этого дела. Главная задача, которую поставил себе святой Викентий Лиринский в своем труде, это – как с возможной точностью определить верный, научный и общедоступный способ, при помощи которого легко было бы с несомненностью отличить истину вселенской православно-христианской веры от лживости еретических уклонений, как говорит Епископ Сильвестр в «Опыте православно- догматического богословия.

Для этого святой Викентий Лиринский прежде всего устанавливает гносеологический способ, составляющий как бы пробный камень при определении подлинной истины Христова и апостольского учения. Вот как рассуждает этот великий вдохновенный отец Церкви:

– Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим, украшенным святостью и даром учения, мужам – с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений.

И всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру. Во-первых, авторитетом Священного Писания. И, во-вторых, Преданием Вселенской Кафолической Церкви. Но, может быть, спросит кто-нибудь, – если писанное Слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при снесении одних его мест с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения?

Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе. Так что почти сколько голов, столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов. А потому-то и совершенно необходимо при таком множестве бесчисленно разнообразных изворотов заблуждения направлять нить толкования пророческих и апостольских писаний по норме Церковного и Вселенского их понимания.

В самой же Вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все. Потому что то только в действительности и в особенном смысле есть вселенское, как показывает и самое значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны при том единственно условии, если будем следовать Всеобщности (Universitas), Древности (Antiquitas) и Согласию (Consensio). Следовать Всеобщности – значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре.

Следовать древности – значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого, несомненно, держались наши Святые Отцы и предки. Следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители.

– О, Тимофее, – говорит святой апостол Павел : – предание сохрани (Тим.6. 20–21).

Продолжение следует.

 

ТАЙНА ЦЕРКВИ. КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ ЕВАНГЕЛИЯ?

ТАЙНА ЦЕРКВИ. КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ ЕВАНГЕЛИЯ? ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИСПЫТАНИЯ ВЕРЫ

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

ПИСАНИЯ АПОСТОЛА ИОАННА

ИОАНН БОГОСЛОВ. ИСТИННАЯ РАДОСТЬ

АВТОР АПОКАЛИПСИСА

ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. В НАЧАЛЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТАИНСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

ТАЙНА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

СВЯТОЙ ЦЕЛИТЕЛЬ

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА. СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

ОБРЕТЕНИЕ ГОЛОСА СВЯТОГО ЦЕЛИТЕЛЯ

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

СЛОВО В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БЛЮДИТЕ УБО, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ

ПОЗНАТЬ СЕБЯ

31 мая 2020
Яндекс.Метрика
loading