СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ. ОТ КОГО СТРАДАЛ ИИСУС ХРИСТОС
Святитель Иннокентий, митрополит Московский служение и подвиги которого мы вспоминаем 13 апреля, свое миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири начал в 1833 году. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни.
29 ноября 1840 года митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 года епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868 года святитель Иннокентий стал преемником Святителя Филарета на кафедре московских первоиерархов. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский.
В 1870 году им учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с будущим Святителем Николаем Японским, которому Святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу в Великую субботу 1879 года, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.
О том от кого более всего страдал Иисус Христос Святитель Иннокентий писал:
– От кого более страдал Иисус Христос? От иудейских первосвященников, от книжников, от ученых и от начальников их, которые знали и чаяли пришествие Спасителя к ним, но не хотели принять Иисуса Христа или слушать. Напротив, как будто какого обманщика и преступника законов предали Его смерти. И тогда как народ Иудейский готов был освободить Иисуса от распятия, они подущали его испросить лучше Варавву, разбойника и крамольника, а Иисуса, Святейшего всех Святых, предать смерти.
Боже мой, до какой степени может дойти злоба и зависть человека! Но что всего ужаснее, Иисуса Христа предал тот, кто был учеником Его, кто знал его, с Ним ел, пил и своими глазами видел жизнь Его, чудеса Его и силу учения Его. И как предал? Коварством и лобызанием. И за какую цену? За тридцать сребреников.
За кого страдал Иисус Христос? За всех грешников, от Адама и до скончания веков. Он страдал и за тех самых, которые Его мучили, и за врагов Своих, которые предали Его такому мучению, и за тех, которые, получив от Него бесчисленные благодеяния, не только не благодарили Его, но еще ненавидели и гнали.
Он страдал и за всех нас, которые оскорбляем Его каждодневно своими неправдами, злобами и страшным равнодушием к страданиям Его за нас. Которые неблагодарностью и мерзкими грехами своими как бы вторично пригвождаем Его ко кресту.
Иисус Христос в последнее время Своей земной жизни сделал одно из величайших чудес, т.е. воскресил Лазаря, который уже четыре дня был во гробе и начал уже гнить. Такое чудо, сотворенное при множестве народа, многих побудило уверовать во Иисуса Христа и признать Его за посланника Божия.
Но первосвященники и книжники иудейские, вместо того, чтобы принять Иисуса Христа и уверовать в Него и уверять других, что Он есть истинный Спаситель мира, собравшись к Каиафе, советовались, что делать со Иисусом, и выискивали на Него вины. И наконец решили: Иисуса Христа, воскрешающего мертвых, предать смерти.
Но как страдал Иисус Христос в последнюю ночь, после Тайной вечери и до предания Его в руки воинов – того никак не можно нам даже вообразить! Тогда внутренние Его страдания были столь ужасны и велики, что только один Иисус Христос в состоянии был перенести их. Здесь Он потел кровавым потом.
В это время душа Его чувствовала жестокое мучение, великую печаль и ужасное страдание, Душа Его покрывается стыдом и страхом за грехи наши, которые Он принял на Себя. За все содеянные грехи людей, от Адама и до того времени. И за грехи тех людей, которые будут содеяны до скончания сего мира.
Тогда Иисус Христос видит, что и между самыми христианами скоро явятся лицемерные ученики, подобные Иуде, и что многие из них не только не будут подражать Ему, но предадутся порокам и скверным и мерзким грехам.
И даже многие, явятся такие, которые будут отвергать самую веру и учение Его, или искажать их ложными толками, и вместо того, чтобы предаться водительству премудрости Божией, захотят сами водить других по своим мудрованиям.
С одной стороны, любовь к Богу Отцу Своему требовала истребить человеческий род, как преступный и неблагодарный. А с другой стороны – любовь к падшим и погибающим людям побуждала Его пострадать за них и страданием Своим избавить их от вечной погибели. Таковые страдания для Иисуса Христа были столь тяжки и велики, что Он сказал ученикам Своим: Прискорбна душа Моя до смерти (Мф.26. 38).
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС
ДВА РОЖДЕСТВА – ДВА НАПРАВЛЕНИЯ
ПАТРИАРХ СЕРГИЙ. ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ. ЕРЕСИ И РАСКОЛЫ
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ
СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)