РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
Семь Вселенских соборов, после Евангелия Христова, основание и утверждение нашей Православной Христианской Веры, говорит Архиепископ Аверкий (Таушев). Ибо вера наша не только Апостольская, проповеданная святыми апостолами, учениками Самoгo Господа Иисуса Христа, но и Отеческая, истолкованная и изъясненная Святыми Отцами, как законными благодатными преемниками Святых апостолов. Дух Святой, почивший на святых апостолах в день Пятидесятницы, просветивший и умудривший их, почивал и на Святых Богоносных Отцах, просвещая и умудряя и их.
В нашей Православной Церкви нет, однако, нечестивого учения о чьей бы то ни было личной непогрешимости, как у католиков. Непогрешимость принадлежит лишь всему соборному сознанию всей Церкви в целом, каковое сознание как раз и находило себе внешнее выражение на Вселенских Соборах, дерзновенно повторявших поэтому апостольские слова, произнесенные в определении Первого Апостольского Собора в Иерусалиме в 51 году. Этот Собор и стал прототипом всех последующих Соборов: Изволися Духу Святому и нам (Деян.15. 28).
Надо помнить при этом, что далеко не всякий собор непогрешим, а только тот, который выражает и утверждает вселенское сознание Церкви, который принят всей Церковью как Вселенский.
И хотя в спорных случаях на соборах прибегали иногда к голосованию, чтобы установить «большинство голосов», которое должно «превозмогать», – демократический принцип «большинства голосов» никогда не имел в Церкви абсолютного значения. Мы знаем множество случаев, когда истина была не на стороне большинства, а наоборот – на стороне меньшинства и даже сосредотачивалась вся в одном лишь лице.
С другой стороны, бывали в истории Церкви соборы, и весьма многолюдные, которые претендовали именоваться «вселенскими», но вселенским сознанием Церкви были отвергнуты. А один из таких «соборов» получил даже красочное и выразительное наименование «разбойничьего» в 449 году.
Что же является для нас мерилом несомненной, непогрешимой истины?
Ответ на этот первостепенной важности вопрос мы находим в высоко авторитетном, принятом нашей святой Церковью, учении святого Викентия Лиринского, аввы Лиринского монастыря на юге Галлии, – во Франции, рядом с городом Канны. Одного из знаменитейших отцов Западной Церкви пятого столетия. Он умер около 450 года.
Святой Викентий особенно прославился в истории богословской науки своим «золотым» догматико-апологетическим творением, которое известно под общим названием «Commonitorium» («Напоминание»). Один из наиболее важных древне-церковных письменных памятников написан святым Викентием около 443 года. Три года спустя после III Вселенского собора. В иноческом уединении, в монастыре святого Гонората, архиепископа Арелатского, где подвизался до самой своей кончины вместе со своим братом Луппом, епископом Тройским.
Об этом творении всегда с великой похвалой отзывались как западные (римско-католические и даже протестантские), так и православные богословы. Отмечалось при этом, что едва ли во всей христианской древности есть такое святоотеческое творение, которое более его заслуживало бы всяческих похвал.
Продолжение следует.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ЕРЕТИКАХ И РАСКОЛЬНИКАХ
ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. БОГОЧЕЛОВЕК
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО