Официальный сайт

РЕФОРМАЦИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМ. 500 ЛЕТ

В  XV веке на Западе стал расти интерес к языческой античности – к древним языкам, искусству, литературе. Это движение в культуре, известное под именем Гуманизма или Возрождения ослабило влияние Церкви и даже способствовало распространению неверия.

В качестве реакции на этот процесс уже в   XVI веке были сделаны попытки преобразования католической Церкви, которые в истории культуры называются Реформацией.

Реформаторы – Лютер в Германии, Цвингли и Кальвин в Швейцарии в свою борьбу вложили все накопившееся раздражение против римских пап и их притязаний на полноту власти. Помимо того их воодушевляло желание спасти веру посреди растущего неверия.

К сожалению, реформаторы имели очень смутные понятия о Православной Церкви, сохранившей апостольские заветы. Потому задача усовершенствования Церкви реформаторами достигнута не была.

31 октября 1517 года немецкий монах-августинец Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на дверях церкви в Виттенберге, где он проповедовал 95 положений против злоупотреблений папства.

Поводом к этому послужила бесстыдная торговля индульгенциями, которую папа   Лев  X развернул ради покрытия собственных расходов и завершения строительства храма святого Петра в Риме.

Лютера поддержали немецкие князья, епископы, ученые, крестьяне. Интересы всего немецкого народа требовали освобождения от папской опеки. Реформа пошла потому очень быстро.

10 декабря 1520 года Лютер публично сжег осудившую его папскую буллу. В 1524 году он женился на бывшей монахине. А в 1529 году образовался союз германских богословов и князей, порвавших с папой.

Приверженцы Лютера заявили протест против постановления католиков на сейме в Шпейере не приступать к церковной реформе до созыва вселенского собора. Потому за лютеранами утвердилось название «протестантов».

Догматы лютеранства, отличающие его от католицизма, вошли в так называемое Аугсбургское исповедание, оставленное учеником Лютера Филиппом Меланхтоном.

К ним  относятся: 1) учение об оправдании одной верой  (sola fide) без добрых дел; 2) учение о единственном источнике веры –  Священном Писании (папа же запрещал мирянам читать Библию).

Лютер учил, что в индивидуальной вере человек находит все нужное для спасения. А потому лютеровская «реформация» фактически упразднила Церковь.

Лютер, не признававший церковную благодать, отменил для организованного им сообщества иерархию, таинства, почитание святых, а также все церковные обычаи (посты, монашеские обеты и т.д.), установленные для упражнения человека в добродетели.

И хотя он сохранил все же два таинства — Крещение и Причащение, эти таинства в лютеранстве, отвергающем священство, фактически таинствами не являются.

Цвингли и Кальвин пошли еще дальше Лютера. Таинства для них – лишь знаки веры, но не реальные события обожения человека и явления церковной благодати.

Потому лютеранское, а также реформатское (состоящее из последователей Цвингли и Кальвина) общества на самом деле уже не Церковь, но светские сообщества.

В 2017 году исполняется 500 лет с того дня, когда началось движение за реформацию западной церкви. В Православной Церкви тоже существует направление, которое стремится внести изменения в существующую традицию. Оно называется обновленчеством.

О том, к каким последствиям приведет реформация Православия можно прочитать на сайте в статье – Возрождение «тайного христианства».

 

 

05 октября 2017
Яндекс.Метрика
loading