ВОЗРОЖДЕНИЕ «ТАЙНОГО ХРИСТИАНСТВА»
Попыткой возрождения «тайного христианства» в наши дни стало обновленчество, или неообновленчество, как называл его Святейший Патриарх Алексий II.
Современные реформаторы Церкви взяли себе за образец «тайных христиан» – ессеев и гностиков. Вслед за своими давними предшественниками – еретиками – они стремятся объединить Православие с язычеством и иудейством.
Обновленчество как внутрицерковное движение, призывавшее к реформации Православия, появилось в России в начале XX веке.
Общественное мнение в стране уже тогда было подготовлено печатью и деятельностью многих мистических кружков, к тому, что – Православие перестало быть духовным стержнем Российского государства.
Под воздействием тайных течений, стремившихся расшатать устои государства и Церкви, постоянных нападок в печати на священнослужителей, распространения материалистических, еретических и иноверческих взглядов в университетах и школах – в народе возникло недоверие и враждебность к Церкви, ее иерархам.
Члены религиозно-философских кружков Москвы и Петербурга открыто проповедовали под видом «софиологии» каббалистические, гностические, оккультные взгляды.
Брожение умов, всеобщее «богословское искание» затронуло и часть священства. Уже во время революции 1905-1907 годов некоторые священники открыто выступили с призывом «обновления самых основ церковной жизни».
В ходе Поместного Собора 1917–1918 годов обновленцы выступили против учреждения патриаршества.
А после избрания патриарха, один из обновленцев, священник А. Введенский написал, что оставаться в Церкви можно только для того, чтобы уничтожить патриаршество изнутри, чем он действительно и занимался всю свою последующую жизнь.
После революции обновленцы сотрудничали с богоборческой властью, пытаясь расколоть Церковь. С большим трудом и очень болезненно было изжито обновленчество только после Второй мировой войны.
И вот опять на фоне общего кризиса в России возникают попытки взорвать Церковь, подорвать ее авторитет и устои.
Несколько православных общин Москвы и других городов возобновили попытки «реформировать» Православие. Они начали с благородных призывов обновить, оживотворить церковную жизнь. Требовали внешнего благочестия и осуждали священноначалие.
Потом они стали высказывать сомнение в Священном Предании, святости канонизированных подвижников, правомерности решений Вселенских и Поместных Соборов.
Они самовольно изменяли порядок службы и сами составляли ее переводы. Эти и другие новшества обновленцев вызвали душевное смятение среди паствы многих приходов и, вполне понятную тревогу среди священноначалия.
Откуда же пришли к нам разрушители Православия, утверждающие, что восстанавливают «первозданную церковь»?
Послушаем, что говорят они об «устаревших» формах церковной жизни, и что предлагают взамен.
Первое, что сразу бросается в глаза, это харизматическое почитание лидера и, как следствие этого, выход из подчинения церковной иерархии.
Отрицание полноты истины в Православии и возможность «дополнять» его языческой и иноверческой «мудростью». Замена храмового богослужения агапами. Евхаристии – совместными домовыми трапезами, с вольным толкованием каждым членом общины Священного Писания и самодеятельными молитвами.
Повышенная секретность в организации общин и длительная (до двух лет, как у ессеев) проверка новых членов, которым только после нескольких этапов посвящения сообщается таинственное знание – тайноводство.
Железная дисциплина во всех ячейках общины, которая по примеру тайных обществ разбита на небольшие группы, возглавляемые лидером-инструктором.
Разделение членов семей по разным группам и доносительство друг на друга.
Строгое наказание всех нарушителей внутриобщинной дисциплины. Отлучение от причастия и изгнание из общины за малейшую критику руководителей.
Пренебрежение к «мелочам церковной жизни и устава» – иконам, святым, церковным молитвам.
Осуждение православного духовенства и ненависть к монашеству. Противопоставление им «благочестивых» язычников, католиков, баптистов, иудеев.
Продолжение следует.