Официальный сайт

ЮБИЛЕЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

9 октября 2016 года состоялись торжества по случаю 295-летия основания и 70-летия возрождения деятельности Санкт-Петербургской духовной академии. Было много гостей и важных выступлений.

Интересно, что 157 лет тому назад 17 февраля 1859 года на 50-летнем юбилее Духовной академии выступал ее ректор – Святитель Феофан Затворник. Его слова сегодня не менее актуальны, чем в то время.

– Обращаясь к прошедшему, обыкновенно спрашивают: Что сделано? И, в отношении к учению, какие сделаны новые открытия, новые усовершенствования, новые изменения в направлении и прочее?

feofan_zatvornikЧто мы найдем в своем прошедшем? Не видим ничего особенного. Все одно и то же, как в начале, так и теперь. Малые изменения во внешнем, конечно, никто не станет считать чем-нибудь значительным, стоящим занять внимание. Что же это? Застой? Да, часто слышится это слово, без разбора обращаемое нам в укор. Единственный, может быть, укор, которым может хвалиться укоряемый!

Ибо в учениях человеческих то и слава науке, когда она поновляется от времени до времени. И в повторяющихся поновлениях представляет движение к лучшему, совершеннейшему, к своему образцовому размеру и развитию. Там такая изменчивость, может быть, добрый признак – по крайней мере, неизбежный удел. Не то в учении, главным образом преподаваемом здесь и нас характеризующем.

feofan_zatvornik3Как учение Божественное, оно должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог. И для нас было бы страшным обличением, если бы в своем прошедшем мы могли указать какие-нибудь изменения в учении, хотя бы то под пышным титлом совершенствования и развития; а то, что оно и теперь неизменно таково же, каково было за пятьдесят лет, не укора, а одобрения достойно. Ему и должно пребыть таким, каково было не только за эти пятьдесят лет, но и за десятки других пятидесятилетий, — до самих Апостолов и Господа нашего Иисуса Христа. Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от единения с Истинной Церковью Божией. Они и отпали по случаю изменений в учении, — и изменчивость стала существенною их чертою. Они и пусть — не к чести своей — хвалятся новизнами!

gorguljya_na_soboreПусть хвалятся паписты, вымыслившие центр единства и потерявшие истинную точку опоры, — пусть хвалятся и меряют тем свою жизненность, если можно хвалиться излишними наростами или струпами, безобразящими тело, как безобразит его, например, двуглавие, шестиперстие, горбатость! Пусть хвалятся протестанты, непостоянные, как ветер, и неустойчивые, как волны моря, — со своею ложною и никогда не бывалою свободою совести и убеждений, в последних выводах своих дошедшие до всебожия и безбожия! Так – они пусть хвалятся; нам же «да не будет хвалитися» (Гал. 6.14), разве ревностию – таковым же и хранить наше учение, каково оно было вначале, в похвалу Церкви Божией в День Христов, страшась грозного суда, изреченного Апостолом:

– Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче (не сказал: противное, но – паче, то есть что-нибудь еще, кроме благовествованного, что-нибудь более того), еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1.8).

vypusknikiБолее двадцати выпусков дало наше заведение в это пятидесятилетие. И благодарение Господу, если и последние у нас таковы же по духу, как и первые, не представляя ни излишеств, ни недостатков, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе.

Так ли это? Вот мы все здесь – и первые, и последние. Все, предстоя Богу в союзе мира (Еф. 4:3), свидетельствуем, что все единым духом напоены (1Кор. 12.13). Кроме разве тех, которые от нас вышли, но не были от нас (1Ин. 2.19).

Мы, последние, учимся у первых. Первые руководят, остерегают, держат нас в должных пределах. Так – единая истина переходит из пятидесятилетия в пятидесятилетие. Из рода в род, из века в век. Если же есть сомнение, не вошло ли к нам что новое, не продана ли у нас истина в плен суемудрию — этой незаконной свободе умствовать, ни с чем не соображаясь и ничем не ограничиваясь, – вот мы все открыты друг другу. Все вместе рассудим и возвратим истине свое.

vypuskniki_2a – Да возвратится она во владение свое и в отечество свое (Лев. 25.10).

Ибо все одинаково знаем, что необузданная свобода науки есть плен истины. Свяжем науку, да свободною навсегда пребудет едина истина Божия.

Обращая свой взор вперед, стараются обыкновенно определить, что еще надлежит сделать, какой избрать путь, на что обратить внимание. Что здесь для нас? Для нас и впереди одно и то же.

Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются, — и естественно, ибо они не имеют истины, а только ищут ее. И пусть ищут, если только найдут что прочное.

Для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиной, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ее.

Там стало законом: вперед, вперед! А относительно нашего учения свыше изречено: Стойте (1Кор. 16:13), неподвижными пребывайте (Кол.1:23).

akademiya_58aЕсли что остается нам, то только утверждаться (1Кор.16:13) И утверждать других.

В этом отношении и нашему учению свойственно движение — расширение.

Но не в области истины, а в области обладаемых истиной и покорных ей. Наш долг всякому новому поколению среди нас сообщать и внушать истину Божию, народы, не ведающие ее, просвещать проповедью о ней, паче же всего хранить неприкосновенною истину Божию в сердцах всех, находящихся в ограде Церкви Божией. И вот здесь, соответственно времени, могут быть свои особые труды, к которым надобно приготовлять учащихся и пригласить учившихся.

chudovishha_na_soboreДа, братия и отцы, наше дело прозревать и предугадывать ухищрения духа лжи и противопоставлять его козням сильный и действенный отпор. Со времени явления Господа на земле дух лжи не перестает восставать на истину и враждебно покушается подавить ее, видоизменяя способы и приемы и неизменным оставаясь только в коварстве, льсти и лукавстве. После разнообразных ересей он изобрел на Западе центр единства и с помощью его, прямо и косвенно, расплодил там множество зловредных учений, которые совсем почти заслонили собою истину, изнемогающую в борьбе с ними. Потому что к ней самой примешана часть лжи, обессилившая ее. Оттого Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом – равнодушием в вере.

chudovishha_na_sobore10aА между тем у нас только Европа и восхваляется. И вот целыми кораблями везут к нам оттуда, вместе с добром, и полчища врагов истины: вещи, лица, книги, которым трудно найти приличное имя. Между которыми можно, однако, различить как бы два неприятельских стана: папизм и вольномыслие (как будто противоположности, а между тем это отец и исчадие его).

Тайными путями входят они в область нашу в надежде на верный успех. Для нас лично не страшны, конечно, ни паутинные сети этого общества отщепенцев-папистов, ни призрачная лесть суемудрия, прикрытая личиною здравоумия и ратующая во имя свободы убеждения. Но нам не себя только спасать, а и стадо Христово ограждать должно.

А тут домашний враг, состоящий в заговоре с врагами внешними и подготовляющий им дорогу — разъединение паствы с пастырями. Нежданно как образовавшееся, но начавшее высказываться уже печатно — с одной стороны. И все более и более расширяющееся развитие стихий духа мирского, противного духу Христову, — с другой.

duhovnaya_akademiya_5aВсе это вы знаете, братия и отцы. Верно, болите о том душою и горите готовностью противодействовать врагам.

Я только пользуюсь случаем одновременно огласить слух всех, чтобы всех соединить в одну мысль и одну решимость деятельно спасать святую веру и все, что утверждается на вере.

По крайней мере, вы видите, что предлежит нам делать впереди. И к какой именно борьбе надо приготовлять учащихся. И к каким трудам пригласить учившихся в Академии.

 

17 октября 2016
Яндекс.Метрика
loading