Официальный сайт

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

В субботу 31 мая отмечается память святых отцов семи Вселенских Соборов. На этих Соборах решались важнейшие вопросы Церкви.

После того, как прекратилось гонение на христиан и христианство сделалось господствующей религией Римской империи, в Церкви появились многочисленные расколы и ереси. Возникла необходимость опровержения лжеучений. Для этого следовало четко сформулировать учение церковное. Ради определения догматов Церкви один за другим, – по мере того, как поднимали голову те или иные еретики, – стали созываться Вселенские Соборы.

IV-VIII века стали эпохой Вселенских Соборов в истории Церкви.

Первый Вселенский Собор был созван императором Константином, и состоялся он в 325 г. в городе Никее. Поводом к нему послужило учение Ария, утверждавшего, что Христос – не Бог, равночестный Отцу, но лишь первое и совершеннейшее творение Божие.

На Соборе присутствовали прославленные своей жизнью во время гонений святые епископы. По преданию, среди них был Святитель Николай Мирликийский.

Еще совсем молодым диаконом, в Соборе принял участие будущий Афанасий Великий. Именно Афанасий предложил Собору догматическую форму единосущия Сына Божия с Богом Отцом, опровергавшую учение Ария.

На Соборе был составлен Символ веры, который в ясных тезисах излагал учение Церкви. Этот Символ составляет первые семь членов Символа, употребляемого и доныне.

Вслед за арианской ересью в Церкви распространилось учение Македония. Оно касалось природы Святого Духа. Македоний отрицал Его Божество и называл Его творением, особой силой. Против этой ереси в 381 году в Константинополе созвали Второй Вселенский Собор.

Великие богословы, святые Григорий Богослов и Григорий Нисский, приехали на него. Всего присутствовало 150 епископов. Отцы Собора единогласно осудили ересь Македония и утвердили догмат о равночестности и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Одновременно был дополнен Символ веры: в его 8-м члене было изложено учение о Святом Духе, а в последующих четырех членах – учение о Церкви, таинствах, воскресении мертвых и будущей жизни. Так составился Никеоцареградский Символ веры, которым руководствуются православные.

Третий Вселенский Собор связан с лжеучением Нестория. Он произошел в 431 г. в Ефесе. Несторий учил, что Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, Бог же обитал в Нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Христа богоносцем, но не Богочеловеком; Пресвятую же Деву христородицей, а не Богородицей.

Собор, отвергший ересь Нестория, определил исповедовать, что Христос есть совершенный Бог и Человек. Марию же признал достойно и праведно именовать Богородицей.

Кроме заблуждения Нестория, на Соборе была осуждена ересь Пелагия. Пелагий, ведший строгую аскетическую жизнь, стал учить, что человек спасается собственными силами.

Но против пелагианства выдвинул свое учение Блаженный Августин. Он постиг на опыте немощь человека в борьбе со страстями и великое значение в деле спасения Божественной благодати. Пелагианство было признано на Соборе учением еретическим.

В ходе так называемых христологических споров (споров о том, кем же был Иисус Христос) в полемику с Несторием вступил Евтихий, архимандрит в Константинополе. Он впал в противоположную крайность и стал учить, что в Иисусе Христе человеческая природа была поглощена Божеством. Это лжеучение известно под именем монофизитства. Оно распространилось еще шире, чем несторианство.

Тогда император Маркиан созвал в 451 г. в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор, который осудил Евтихия. Также Собор определил окончательное учение о Христе. Знаменитая халкидонская формулировка гласит, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, во всем нам подобный, кроме греха.

При Боговоплощении Божество и Человечество в Нем соединились, как в едином Лице, “неслиянно” (против Евтихия) и “нераздельно” (против Нестория).

На V Вселенском Соборе обсуждались сочинения трех сирийских учителей, которые писали в защиту еретика Нестория. IV Собор их не осудил, а потому монофизиты упрекали отцов этого Собора в пристрастии к несторианству. Император Юстиниан I собрал в 553 году V Собор в Константинополе, на котором были отвергнуты сочинения и этих несториан.

Интересно, что распространению некоторых ересей способствовала иногда политика византийских императоров. Так, уже в VII в. император Ираклий ради политических целей решил склонить православных к некоторой уступке монофизитам. При участии константинопольского патриарха и папы римского было выдвинуто так называемое монофелитское учение, согласно которому в Иисусе Христе признавалась одна (Божественная) воля при двух природах.

На защиту церковного учения выступили Софроний, патриарх Иерусалимский, и константинопольский инок Максим Исповедник. В это время разделение в Церкви сделалось опасным для государства, так как им решили воспользоваться для своих целей мусульмане.

Тогда император Константин Погонат решил умиротворить Церковь. В 680 г. в Константинополе состоялся VI Вселенский Собор. На нем монофелиты были осуждены. Было решено признавать в Иисусе Христе две природы – Божественную и человеческую, и по этим природам две воли. Человеческая воля во Христе, учили отцы Собора, не противна, а покорна Его Божественной воле.

VII Вселенский Собор произошел в 787 г. в Никее, и созван он был по поводу ереси иконоборцев. Иконоборческая ересь возникла за 60 лет до Собора при императоре Льве Исавре. Одержав победы над мусульманами, он решил обратить их в христианство. Для этого, по его мнению, надо было отказаться от почитания икон.

Лев Исавр начал преследовать православных иконопочитателей. Преследования продолжались при его сыне и внуке.

Прекратила это гонение императрица Ирина, супруга императора Льва Козара. При ней и был созван Собор. Иконоборческая ересь была отвергнута, и принят догмат иконопочитания. Смысл его в том, чтобы, поклоняясь святым иконам, ум и сердце возводить к Богу и святым, изображенным на них.

Так завершилась эпоха Вселенских Соборов. В их определениях и постановлениях Церковь получила истинное и полное христианское учение вместе с образцами исповедания веры.

01 июня 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading