«КТО ПОСТЫДИТСЯ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО…»
Размышляя о неизреченных премудрости и любви Господа Вседержителя и их согласии между собой, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский говорит:
– Отец Небесный не судит никому, но весь суд отдал Сыну Своему. Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, егда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38). Смотрите, как дивен суд Его. Как он точен и строг! Ибо наказание с преступлением измеряется одной и той же мерой. Если человек постыдится Христа – вот преступление. И Христос постыдится человека – вот наказание. Но как вместе и снисходителен суд сей! Сколько дерзновенный раб захочет унизить пред очами своими Господа славы: столько, а не более, Господь славы хочет унизить пред Собою раба дерзновенного: Иже аще постыдится Меня: и Сын человеческий постыдится его.
Но каким бы в сем случае ни являлся нам Верховный Судия, строгим ли, дабы устрашить нас, и страхом спасти от преступления и осуждения, снисходительным ли, дабы устыдить нас, и стыдом спасительным предупредить стыд законопреступный, самое преступление, на которое произносится суд, кажется, может возбудить в нас весь ужас отвращения, и все внимание осторожности. Как? Будут люди, которые подумают, что Сын Человеческий и словеса Его, то есть, Христос и христианство, делают им стыд? К сожалению невозможно в сем сомневаться. Будет то, что предсказывает Истина. Всеведущий Судия не провозглашал бы наказания, если бы не предвидел преступления. Чтобы некогда Господь наш не постыдился нас, Христиане, нужно нам, в предосторожность нашу, внимательно размыслить, что значит «постыдиться Сына человеческого и словес Его», и как можно впасть в сие преступление.
Стыдятся обыкновенно нечистого, низкого, презренного. Как же можно постыдиться Иисуса Христа всечистого, превознесенного, препрославленного? Что значит в сем случае «постыдиться»? Дабы определить разум сего слова в устах Иисуса Христа, надлежит вспомнить, что перед тем говорил Он о кресте.
– Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8:34). Но что был крест в очах людей, прежде нежели крестная смерть и Воскресение Спасителя нашего, представили оный и по внутреннему знаменованию величественным, и чрез то вместе и по внешнему знаменованию священным? Он был орудие смерти для осужденных, и между осужденными для рабов, или для людей, признаваемых достойными вместе и наказания, и поругания. Посему вероятно, что люди, привыкшие ценить вещи ценою народного мнения, услышав учение о Кресте, тотчас подумали, как трудно последовать Учителю, Который готовится и готовит учеников своих к такому необыкновенному позору.
Вероятно, что люди отличной образованности и изящного вкуса по своему времени, стыдились даже стоять между слушателями такого Учителя, Который преподает столь странное учение. На сии помышления и чувствования испытующий сердца Учитель ответствует: Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном: и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми.
Из сего можно заключить, что «стыдиться Сына Человеческого» определенно значит стыдиться Иисуса Христа, яко распятого. И что стыдиться «словес» Его значит стыдиться учения о кресте. Предостережение против сего стыда очевидно нужно было для времен, в которые господствовало иудейство и язычество, и в которые для опровержения христианской веры, и для осмеяния христиан, как безумных, довольным почитали сказать, что они веруют в Распятого. Как безумных, говорю я. Ибо точно сие говорит апостол: Слово крестное погибающим юродство есть. Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллинам же безумие (1 Кор. 1:18-23). И посему тот же апостол, вместо того, чтобы объявить себя приемлющим учение Христово, верующим ему, благоговеющим пред ним, почел довольным сказать, что не стыдится этого: Не стыжусь благовествованием Христовым. Сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (Рим. 1:16).
Будем же, дорогие братья и сестры, всегда памятовать о великой любви нашего Создателя ко Своему творению, взошедшего ради нас на Крест, о непрестанной Его заботе о нас. И постараемся исправлять свою жизнь согласно заповедям Божиим, дабы не постыдиться нам пред лицем Господа на Страшном и нелицеприятном Суде Христовом.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. О ЕРЕСЯХ
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР И АРИАНСТВО
ТАЙНЫЕ СЕТИ МАСОНСТВА. НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
ТАЙНЫЕ СЕТИ МАСОНСТВА. ЗАЯВЛЕНИЕ
ТАЙНЫЕ СЕТИ МАСОНСТВА. ПЛАН ГЛОБАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ВО ВСЮ ЗЕМЛЮ ИЗЫДЕ ВЕЩАНИЕ ИХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО