ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8. 38).
В Неделю по Крестовоздвижении Святитель Филарет Московский говорил:
– Отец Небесный не судит никому, но весь суд отдал Сыну Своему. Смотрите, как дивен суд Его. Как он точен и строг! Ибо наказание с преступлением измеряется одной и той же мерой. Если человек постыдится Христа – вот преступление. И Христос постыдится человека – вот наказание.
Но как вместе и снисходителен суд такой! Насколько дерзновенный раб захочет унизить пред очами своими Господа славы: настолько, а не более, Господь славы хочет унизить пред Собой раба дерзновенного: если постыдится Меня: и Сын человеческий постыдится его.
Но каким бы в этом случае ни являлся нам Верховный Судия, – строгим ли, дабы устрашить нас, и страхом спасти от преступления и осуждения, или снисходительным, дабы устыдить нас, и стыдом спасительным предупредить стыд законопреступный, – само преступление, на которое произносится суд, кажется, может возбудить в нас весь ужас отвращения, и все внимание осторожности.
Как? Будут люди, которые подумают, что Сын человеческий и слова Его, то есть, Христос и Христианство, делают им стыд? К сожалению, невозможно в этом сомневаться. Будет то, что предсказывает Истина. Всеведущий Судия не провозглашал бы наказания, если бы не предвидел преступления. Чтобы некогда Господь наш не постыдился нас, Христиане, нужно нам, в предосторожность нашу, внимательно размыслить, что значит постыдиться Сына человеческого и слов Его. И как можно впасть в такое преступление.
Стыдятся обыкновенно нечистого, низкого, презренного. Как же можно постыдиться Иисуса Христа всечистого, превознесенного, препрославленного? Что значит в этом случае – постыдиться? Чтобы определить смысл этого слова в устах Иисуса Христа, надлежит вспомнить, что перед тем говорил Он о кресте.
– Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8. 34). Но что был крест в глазах людей, прежде нежели крестная смерть и Воскресение Спасителя нашего, представили его и по внутреннему ознаменованию величественным, и через то вместе и по внешнему знаменованию священным? Он был орудием смерти для осужденных. И между осужденными для рабов, или для людей, признаваемых достойными вместе и наказания, и поругания. Потому, вероятно, что люди, привыкшие ценить вещи ценой народного мнения, услышав учение о кресте, тотчас подумали, как трудно последовать Учителю. Который готовится и готовит учеников своих к такому необыкновенному позору. Вероятно, что люди отличной образованности и изящного вкуса по своему времени, стыдились даже стоять между слушателями такого Учителя, Который преподает столь странное учение.
На такие помышления и чувства испытующий сердца Учитель отвечает: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Из этого можно заключить, что стыдиться Сына человеческого определенно значит стыдиться Иисуса Христа, как распятого. И что стыдиться слов Его значит стыдиться учения о Кресте. Предостережение против такого стыда очевидно нужно было для времен, в которыя господствовало Иудейство и язычество, и в которыя для опровержения Христианской веры, и для осмеяния Христиан, как безумных, достаточным почитали сказать, что они веруют в Распятого. Как безумных, говорю я. Ибо точно так говорит апостол:
– Слово крестное погибающим юродство есть. Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам же безумие (1Кор.1. 18,23). И потому, тот же апостол, вместо того, чтобы объявить себя приемлющим учение Христово, верующим ему, благоговеющим пред ним, почел довольным сказать, что не стыдится его. Не стыжусь благовествованием Христовым. Сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (Рим.1.16).
Войдем теперь в какое-нибудь из обыкновенных собраний, в доме или на улице (Мк. 14. 68). Поищем Христиан между сынами века сего, вслушаемся в разговоры. Тотчас услышим лесть, злоречие, голос тщеславия, корысти, смех легкомыслия, вопли нетерпеливости, суждения обо всем, что знают, и чего не разумеют.
Но скоро ли найдем беседу, и в беседе человека, который бы свободно произносил слово, солью мудрости Евангельской растворенное? Рассуждал с чадами плоти о душе, и сынам века сего напоминал о вечности? От чего же так редко говорят Христиане языком Христианским? Они боятся, чтобы их не узнали, как Христиан, и за то не поругались им сыны века сего. Чтобы им не сказали: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя (Мф.26. 73). И так они таятся и молчат. И не примечают, что стыдятся Сына человеческого. И что их молчание иногда довольно внятно говорит миру об Иисусе: Не знаю человека!
Каждый может указать себе многие случаи в жизни, в которых мы более или менее приближаемся к опасности постыдиться Сына человеческого, или совсем отречься от Него. Будь осмотрителен, Христианин!
Старайся заранее примечать, где враг спасения твоего ставит тебе ковы на пути последования Иисусу Христу. Дабы или осторожно миновать их, или мужественно разрушать. Или пусть бы не входил Петр во двор Архиереев на столь близкую опасность; или, войдя, уже не отступал бы так далеко назад от Того, Которому хотел так близко последовать. И ты, Христианин, или не приближайся, если можно, к людям, которые имеют бесстыдство стыдить тебя тем, что составляет твою славу: или, если необходимо приблизиться к ним, возглашай об откровениях Христовых пред кем бы то ни было, и не стыдись (Пс.118. 46). Не являй своего дела благочестия, не провозглашай своего слова о спасении, когда не призывает тебя к сему никакая обязанность, и не вызывает на то слава твоего Спасителя, чтобы тебе не впасть в лицемерие или тщеславие. Но не оставляй Богоугодного дела потому, что миру кажется оно странным. И когда захотят отлучить тебя от участия в скорбях, страданиях и поношениях распятого Иисуса, скажи с благородною твердостью: Знаю Человека! И желаю с Ним жить и умереть, чтоб и после смерти жить с Ним как с моим Спасителем и Богом. Не постыдись, когда Крестом Христовым хочет стыдить тебя род прелюбодейный и грешный, да не будешь постыжен пред Ангелами Святыми, пред Сыном человеческим во славе Его, и пред Отцем Его небесным, но да внидешь во славу Того, Которому подобает слава во веки. Аминь.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
О ЛЮБВИ К БОГУ. ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ