ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕСТА
14 августа Православная Церковь прославляет чудодейственную силу честного и животворящего Креста Господня, вспоминая бывшие знамения от него и от святых икон Христа Спасителя и Богоматери.
В 1164 году благоверный российский князь Андрей Боголюбский и Мануил, царь греческий, были принуждены идти войной каждый против врагов своего Отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени святого Равноапостольного Константина, для освящения воинов, для внушения им твердого упования на помощь свыше и для благодатного подкрепления их мужества в борьбе со врагами, хотя бы и сильнейшими, – при войске князя Андрея Боголюбского и царя Мануила были носимы животворящий крест Господень и честные иконы Спасителя и Богоматери.
При таком духовном вооружении, в день решительной битвы со врагами, оба государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от Креста Господня и святых икон. Ободренные таким знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу – первого над болгарами, а второго – над сарацинами.
Желая сохранить в памяти потомства столь знаменательный день для своих верноподданных, правоверные государи, по взаимном соглашении и по благословению всего освященного Собора, установили новое светлое торжество.
Положено на все веки не только праздновать в честь непобедимой силы Креста Господня и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоносного хождения с ним и святыми иконами в христианских полках, износить ныне из храма эти священные знамения милости Божией и совершать под осенением их в водоемах и реках освящение воды, как стихии посредствующей в преподаянии нам благодати Святого Духа, по указанию Самого Господа (Ин.3. 5; 7.37-39).
Таково происхождение нынешнего праздника. По милости Божией, мы пока еще пользуемся миром с народами, окружающими наше обширное Отечество.
Но каково наше внутреннее состояние? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа в деле нашего спасения? Не говорит ли каждому из нас совесть словом Писания: несть мира в костях моих от лица грехов моих (Пс. 37. 4)? Да, вот кто возмущает внутренний мир наш – грехи наши! Вот опаснейшие враги наши, которые отнимают у нас не внешние приобретения, а внутреннее сокровище, нужное для вечной жизни, похищая в душе нашей веру (Лк. 8. 12) и оскверняя сердце наше смрадом гнусных мыслей и дел (Мф.15. 19-20). Как же и чем нам вооружиться против столь опасных врагов? Где искать защиты и победы над ними верующей душе?
В том же спасительном знамении, под сенью которого одержана победа, нами вспоминаемая – в Кресте Господнем.
– Кресте честный, – взывает верующий ратоборец, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя и благословение даруя ми. И жизнь и силу, содействием Святого Духа и честными Пречистой Богородицы мольбами. Но указывая на крест Господень, как на победное оружие, мы разумеем не одно внешнее ограждение себя крестным знамением.
Наша мысль – показать необходимость в деле спасения внутреннего крестоношения. Один внешний знак креста изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надо, по выражению апостола, распинать плоть свою со страстьми и похотями. Вот спасительный крест, под сенью которого можно благоуспешно идти против всех врагов, или грехов, запинающих нам достижение вечных благ. Правда, сей путь для нашей немощи не легок. Сам Господь назвал его – узким. Но назвал, конечно, не чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны предохранить нас от беспечности в борьбе со врагами спасения и от самонадеяния.
А с другой – чтобы указать нам на сей путь Креста, как на самый прямой, верный и спасительный. И притом для всех, желающих спасения необходимый: кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф.10. 38).
О ЛЮБВИ К БОГУ. ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ
ИОАНН ВОИН. ПОМОЩНИК В СКОРБЯХ, ПОТЕРЯХ И ОБИДАХ
ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА НАД ИЕРУСАЛИМОМ
ПУТЬ КРЕСТОНОШЕНИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
КРЕСТОНОСЦЫ В СОВРЕМЕННОМ БЕЗУМНОМ МИРЕ
ИОАНН ЗЛАТОУСТ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ