И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ
Пасхальное богослужение в ночь Светлого Христова Воскресения в Богоявленском кафедральном Соборе началось с крестного хода вокруг храма. Множество верующих со всех концов Москвы и Подмосковья собрались на торжественную Пасхальную службу.
В первый день Пасхи начинается годовое чтение Евангелия. Открывают его таинственные слова из первой главы Евангелия от Иоанна.
– В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Первые три евангелиста начинают свое повествование с событий, через которые Царство Божие получило начало в этом мире. А евангелист Иоанн возносится, подобно орлу, к предвечной и внемирной основе этого Царства. Созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в последок дней явился на земле в образе человека и сделался для всех людей источником вечной жизни.
– В начале было Слово.
В начале чего? Не в начале тех событий, через которые положено было основание Церкви Христовой, но в начале всего, то есть всякого сотворенного бытия – мира и человека.
Слово – так именуется второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий. Открытое свыше Иоанну Богослову и известное отчасти прикровенно еще в Ветхом Завете, это наименование выражает особенное отношение Сына Божия к Богу Отцу.
Наименование Сына Божия – Словом равносильно наименованию Его Премудростью, неоднократно встречающемуся в Священном Писании. В основании этого названия находится непостижимое для ума отношение между Лицами Святой Троицы, по которому Отец есть начало всякого бытия, а Сын есть Его Ипостасная Премудрость, открывающая совершенство Отца между прочим в сотворении мира и в промышлении о нем.
Евангелист не сказал, что в начале сотворено было Слово, но просто – было – вот доказательство того, что Сын Божий не был сотворен, как все конечные существа мира, а существовал изначала.
– И Слово было у Бога.
Будучи вечным, как Бог Отец, Слово Сын существовал всегда не отдельно от Бога Отца, но вместе, в единении с Ним.
– И Слово было Бог.
Как вечное, Слово есть Лицо Божественное, то есть одного существа с Богом Отцом и, следовательно, есть Бог, равночестный Богу Отцу.
– Все чрез Него начало быть.
Мир получил начало от Бога Отца, а Бог Слово был как бы посредником, устроителем, художником и совершителем творения.
– И без Него ни что не начало быть.
Евангелист повторяет предыдущую мысль, разъясняя и усиливая тем свое первое выражение о творческой деятельности Слова. В мире сотворенном все сотворено Им, не исключая ничего.
– В Нем была жизнь.
Как в вечном Существе, в Слове был источник жизни, дающий бытие и устройство каждой твари по сотворении.
– И жизнь была свет человеков.
Как свет, хотя освещает миллиарды людей и предметов, однако нисколько не оскудевает в своей светлости, так и Бог и до творения и после творения равно не оскудевает. Не истощается, не изнемогает и не умаляется от созидания многого.
И если бы Ему нужно было создать неисчислимое множество миров, Он имеет довольно силы и всемогущества не только создать их, но и по сотворении сохранить их бытие.
– И свет во тьме светит.
Вследствие отпадения человека от Бога и оставления людей Богом истинное боговедение и богопочитание в человечестве все более и более затемнялись. Но деятельность Небесного Света не прекращалась, – и тьма его не объяла.
Как ни были грешны люди, мрак и темнота их греховности не могли заслонить собою благотворных лучей этого Божественного Света.