ЕРЕСИ И РАСКОЛЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Братия христиане! Грозные проявления суда Божия над еретиками в истории да устрашат нас и да утвердят в той благой мысли, что без Православия, без союза с Православною Церковью спастись невозможно.
О том, какая судьба постигает за гробом людей, не имеющих единомыслия с Церковью, приведем рассказ из святоотеческой жизни.
Однажды к пустынножителю преподобному Кириаку пришел издалека старец Феофан, чтобы научиться строжайшим подвигам иночества. Восхищенный боговдохновением старца, Феофан сказал: отче, не расстался бы с тобою до смерти. Но как сочлен и единомышленник несторианцев я должен возвратиться к моей братии.
А Несторий, по имени которого назывались его последователи, был еретик, осужденный на Третьем Вселенском соборе за неправильное учение о Сыне Божием и Богоматери. Услышав имя Нестория, Кириак затрепетал и, сокрушаясь о погибели гостя, начал умолять его, чтобы он присоединился к Православной апостольской церкви.
Един путь к вашему спасению, говорил Кириак, есть тот, чтобы мыслить и веровать, как мыслили и веровали святые отцы. Но Феофан отвечал: и все еретики также утверждают, что человек может спастись только в их вероисповедании. Что же после сего делать мне окаянному? Все называют свое учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постичь истины и отличить ее от заблуждения.
Кириак с согласия Феофана в уединении начал молиться за своего погибающего собрата, чтобы Господь вразумил его. И вот на следующий день Феофан увидел пред собой боголепного, но грозного юношу, который привел его в смрадное место, в котором по указанию таинственного спутника Феофан увидел разных еретиков, испускающих стенание и скрежет нестерпимой муки.
Вот обиталище тех, сказал таинственный юноша, которые нечестиво умствуют, и вместе тех, кто следуют их учению. Из этого примера видите, что без единения со святою Православной Церковью в учении веры и любви для человека нет спасения.
Хотя бы он был добр и, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в рассказе старец Феофан хотел угождать Богу подвигами иночества. Иначе он не пришел бы издалека к пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасения? Нет! Видение показало, что человеку важнее всего необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с Православной Церковью и покоряться ей. Иначе ничто не спасет человека от вечной погибели.
Пусть еретики и раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела. Пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что и молитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом. Без единения с Церковью ни своей верою, ни жизнью, ни делами они не достигнут вечного спасения. Ибо их внешнее благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в Православии, исповедуемом единою, святою, соборною, апостольскою и вселенскою Церковию, суть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву. Сухое дерево не может иметь цветов, потому что в нем нет соков, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоит на своем корне.
Так точно и человек, чрез неправомыслие в вере отделившийся от Православной церкви, не может стяжать истинных, угодных Богу добродетелей. Не может украситься цветами богоугодной жизни. Потому, что он лишен внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей в нас добрые желания и действия и совершающей в нас богоугодные плоды христианской жизни.
Продолжение следует.
ПАТРИАРХ СЕРГИЙ. ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ЕРЕТИКАХ И РАСКОЛЬНИКАХ
ДОБРОВОЛЬНОЕ РАБСТВО. БЕЛОЕ БРАТСТВО
NOTRE-DAME DE PARIS. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
NOTRE-DAME DE PARIS. ТАЙНЫЕ СИМВОЛЫ
NOTRE-DAME DE PARIS. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ: ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ