ПУТЬ КРЕСТОНОШЕНИЯ
Если мы обратимся к Священному Преданию нашей Церкви, – говорит архиепископ Аверкий (Таушев), – к постановлениям Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов, к Богослужебным книгам, к святоотеческим творениям и к житиям святых мучеников, преподобных, святителей и прочих угодников Божиих, то мы найдем, буквально на каждом шагу, решительное подтверждение истинности замечательного изречения великого подвижника и наставника духовной жизни преподобного и богоносного отца нашего Исаака Сирина:
– Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается.
Как строги наши канонические правила! Какой строгости жизни, подлинного подвига крестоношения требуют они не только от епископов, клириков и монахов, но и от мирян! А разве могли бы такие правила явиться в свет, если бы не было в те благословенные времена и соответствующей строгости жизни среди христиан? Это только теперь, когда устои подлинно христианской жизни расшатаны до основания, многие находят эти правила «устаревшими» и требуют их изменения или даже полного упразднения.
Но «устарели» не правила, а современные «христиане», вновь воскресившие в себе во всей своей силе «ветхого человека», вместо нового, созданного по Богу в правде и в преподобии истины (Еф.4. 22–24). В которого облекаются все освящаемые Таинствами Церкви истинные христиане.
В самом деле! Возьмем, например 69-е правило Святых Апостолов:
– Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. Если современные «христиане» не находят нужным считаться с этим правилом, значить ли это, что оно «устарело» и подлежит отмене? Ведь тогда придется признать «устаревшими» и слова Христовы:
– Сей род – бесовский – не исходит токмо молитвою и постом (Мф.17. 21)! Между тем мы видим теперь сколь справедливы эти слова и как прав был Святитель Феофан, Вышенский Затворник, говоривший:
– Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно! Разве не находятся в состоянии подлинного беснования современное мнимо-христианское человечество? Самонадеянно отвергнувшее единственно-верное оружие против темной бесовской силы – молитву и пост? Разве не подлинное беснование все то, что делается на нашей несчастной родине? Разве не самое настоящее беснование породило неслыханную еще в истории человечества по своим ужасам и жестокости Вторую мировую войну с ее воздушными бомбардировками. А теперь готовят еще более страшную Третью мировую войну?
Кто отвергает подвиг молитвы и поста, тот и неспособен творить ничего, кроме зла, и все его мнимое добро, если оно у него и есть, на самом деле вовсе не добро, а то же зло. Потому что, по словам Христовым:
– Не может дерево худое приносить плоды добрые. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф.7. 16.18) Берегитесь, говорит поэтому Христос Спаситель, лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7. 15).
Продолжение следует.
ПУТЬ К ПОДНОЖИЮ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
ВЫНЕСЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
КРЕСТОНОСЦЫ В СОВРЕМЕННОМ БЕЗУМНОМ МИРЕ