ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО
В книгах Нового Завета мы не найдем общих определений смысла государства или отношения христианства к государству. Вся проповедь Христа, все Его дело, Его крестная смерть и воскресение говорят о Царстве Божием, где никаких нравственных компромиссов не будет. Государство же принадлежит миру, который «лежит во зле», падшему миру. Но это отнюдь не значит, что государство – это зло. Наоборот, государство призвано к тому, чтобы зло ограничить. Однако окончательно зло в государстве побеждено быть не может. Потому Царство Божие на земле не восторжествует в полной силе.
Лишь Церковь – а никак не государство – является той частью общества, которая есть образ Царства Божия. Когда Христа спросили, надо ли платить подать государству, Он ответил: отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу. Христос резко отделил царство мира сего от Царства Божия.
Апостолы Петр и Павел своими Посланиями убеждали христиан не противиться властям (Рим. 13.1-7; 1Пет.2. 14, 17). Но уже апостол Иоанн свидетельствовал, что империя превращалась в Вавилон, блудницу, противницу Царства Божия (Откр.17. 5).
Абстрактно о соотношении Церкви и государства говорить нельзя: все зависит от того, каково государство. Если оно признает свою ограниченность и выполняет свое назначение, то Церковь ему отдает должное. Если же государство посягает на то, что есть Божие, отношения с ним Церкви исключительно сложны, как было, например, в XX веке в России при советской власти.
Но и с так называемым христианским государством (признающим христианские ценности в качестве своих) союз Церкви далеко не так прост. Здесь все та же проблема двух «градов», двух «царств». Принцип, на котором основывались отношения Церкви и государства в Византийскойьимперии, обычно называют симфонией.
Союз этот начал складываться в IV веке при императоре Константине. С одной стороны, благодаря этому союзу, возникла возможность создания христианской культуры: ведь культуру нельзя строить только в подполье. Но с другой стороны, политическая власть нередко злоупотребляла симфонией.
И неудивительно, что именно в византийскую эпоху возникло монашество.
В целом о византийском обществе можно сказать: оно не было идеально христианским, но христианские нормы были известны всем. В этом была положительная сторона симфонии.
На Руси уже в Средние века было создано национальное государство: после падения Византии в середине XV века Москва осознала себя в качестве Третьего Рима. Но устойчивой симфонии на Руси не сложилось. С XVI века начался процесс секуляризации, обмирщения Церкви, преобладания светской культуры, завершившийся при Петре I. И секулярная (безбожная) идеология дошла до своей демонической крайности после революции 1917 года.
О будущем говорить трудно. Отношения Церкви и Российского государства будут зависеть от того, каким станет государство. Церковь должна быть, во всяком случае, в стороне от политических споров.
Но и полного отчуждения быть не должно. Церкви надлежит указывать обществу на евангельский путь разрешения противоречий. При этом
Церковь не должна утратить своей божественности, не проникнуться духом века сего.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ