Официальный сайт

ДОБРО И ЗЛО

Во всем, что собственно касается человека, главным образом нужно почитать добром одну только душевную добродетель, которая приводит нас к Богу посредством чистой веры, побуждает непрерывно прилепляться к этому неизменному благу. И напротив, злом следует называть один только грех, который, разлучая нас с благим Богом, заставляет входить в общение со злым дьяволом.

Среднее между добром и злом есть то, что по воле и расположению человека может быть обращено в ту и другую сторону.

Такими являются, например, богатство, власть, честь, телесная крепость, здоровье, красота, сама жизнь или смерть, бедность, немощь плоти, обиды и тому подобное, что человек по свойству своему и расположению может употребить в добрую и худую сторону.

И богатство часто служит ко благу, по слову апостола, который богатым в настоящем веке заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, обязанное быть добрым основанием для будущего, чтобы достичь истинной жизни (1Тим.6. 17-19).

И, по Евангелию, оно полезно тем, которые приобретают себе друзей богатством неправедным, т.е. вещественным (Лк.16. 9).

Но то же самое богатство обращается и во зло, если оно собирается только для сбережения или для роскоши, а не употребляется для пользы нуждающихся.

Также и то, что власть, честь, телесная крепость и здоровье составляют нечто среднее, безразличное, это легко доказывается тем, что многие из ветхозаветных святых, обладающие этими благами: имевшие и великие богатства, и высокие достоинства, и крепость телесную, были, как известно, угодны и Богу.

Напротив, употребившие во зло эти блага и обратившие их на служение своему бесчестию были по заслугам наказаны или погублены, о чем часто повествуют книги Царств.

Что сама жизнь и смерть есть нечто среднее, это ясно показывает рождение святого Иоанна Предтечи или Иуды Предателя. Ибо жизнь одного сама по себе настолько была благотворна, что рождение его доставило радость и другим, как говорится в Евангелии: И многие о рождении его возрадуются (Лк1. 14).

Между тем о жизни другого сказано: Лучше было бы этому человеку не родиться (Мф.26. 24). О смерти Иоанна и всех святых говорится: Дорога́ в очах Господних смерть святых Его! (Пс.115. 6).

А о смерти Иуды и подобных ему: Смерть грешников люта (Пс.33. 22). Насколько иногда бывает полезна и немощь плоти, это доказывается блаженством Лазаря, покрытого струпьями. Поскольку Священное Писание не упоминает ни о каких других заслугах его добродетелей, то это значит, что он заслужил блаженнейшую участь успокоения на лоне Авраама одним тем, что с величайшим терпением переносил нищету и телесную немощь (Лк.16. 20-25).

Нищета, гонения, обиды обыкновенно считаются злом, но сколь они полезны и необходимы, это ясно доказывается тем, что святые мужи не только никогда не старались избегать, но еще со всею ревностью желали или со всею твердостью переносили их, через что сделались друзьями Божиими и получили награду вечной жизни. Как говорит апостол Павел: Посему я благодушествую в немощи, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2Кор.12. 10).

Продолжение следует.

 

СКОРБИ И СМЕРТЬ ПРАВЕДНИКОВ

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

ТЕРПЕНИЕ В СКОРБИ

РАДОСТИ И СКОРБИ

О РАДОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

О РАДОСТИ

О СКОРБЯХ

ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА. ДЛЯ ЧЕГО ПОСЫЛАЮТСЯ СКОРБИ

ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО

ИСКУШЕНИЯ И ИСПЫТАНИЯ

РАДОСТЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ

КАК ЖИТЬ

СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)

СЛЕДУЕТ ЛИ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ

ИСКУШЕНИЯ

БАТЮШКА АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. О ТОСКЕ И ПЕЧАЛИ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ СТАРЦА АМВРОСИЯ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ

МУЖАЙТЕСЬ

ОТЧАЯНИЕ

ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ

ЖИВЫМ О МЕРТВЫХ

ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ

ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ

 

23 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading