ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА. ДЛЯ ЧЕГО ПОСЫЛАЮТСЯ СКОРБИ
Святой Великомученик Никита, прославляемый 28 сентября жил на берегах Дуная. Никитский храм на Старой Басманной, приход которого известен с 1517 года, основан великим князем Василием III. Это один из древнейших московских храмов.
Святой Великомученик Никита, приняв христианскую веру, распространял ее среди близких народов. В это время в его народе была междоусобная война. Два царя – Фритигерн и Атанарик состязались за власть. Фритигерн был христианин, а Атанарик поклонялся идолам. Фритигерн был побежден и убежал в Грецию. Там, собрав войско, возвратился на берега Дуная. Воинские знамена его полков были украшены знамением Креста. Победив Атанарика и заняв престол, Фритигерн начал обращать своих подданных к христианской вере. Епископ Ульфила содействовал этому делу изобретением готской азбуки, а Никита – проповедью и примером святой жизни.
Но спокойствие готского народа было не продолжительно. Атанарик язычник, победив Фритигерна, христианина, отнял у него власть и начал жестоко преследовать христиан. Проповедник Христовой веры Никита, неустрашимо обличавший Атанарика, дабы вразумить и обратить его на путь истины и добра, был схвачен и, после тяжких страданий, без ропота и великодушно им перенесенных, был сожжен. Тело его, оставшееся в огне невредимым, было брошено без погребения. Один из друзей пошел, в глубокую ночь, отыскивать тело мученика и, найдя его по сиявшему над ним свету, отнес на свою родину, в Киликию, и здесь тело Никиты, положенное в церкви, прославилось чудесными исцелениями.
Святой Великомученик Никита, без ропота перенесший тяжкие страдания за Христа, служит для нас живым учителем той истины, что скорби нужно переносить великодушно, без ропота, с полною преданностью Промыслу Божию, допустившему сии скорби.
Если скорби, обременяющие нас, произошли от наших грехов то их надобно переносить великодушно по двум причинам. Во-первых, потому, что скорби в таком случае неизбежны. Скорби следуют за грехами рука об руку. Никакая естественная сила, никакая мудрость не может отстранить скорбей от грехов. Они соединены между собою также тесно, как естественно быть соединенным действию со своей причиной. Где дождь, там и грязь. Где грех, там и скорбь. Скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое – говорит апостол Павел (Рим.2. 9). Видите, в каком тесном союзе грех со скорбями. И, следовательно, где допущены грехи, там скорби неизбежны. А потому те, которые имели несчастье впасть в грех, должны поставить себе в непременную обязанность переносить великодушно скорби, их постигшие.
Во-вторых, заслуженные скорби надо переносить великодушно потому, что они предотвращают горести более значительные. Горести, ожидающие нас по ту сторону гроба – геенские мучения. За что мы потерпим в этой жизни наказания, за то не будем наказаны в будущей. Бог правосуден, не наказывает дважды за одно и тоже преступление. Поэтому не без основания христиане, допустившие себя до погрешностей, иногда просят Бога, чтобы Он наказал их в сей жизни, а помиловал в будущей. Да и нет сомнения, что лучше потерпеть за грехи скорби временные, скорби в сей жизни, нежели вечные, бесконечные в жизни будущей. Притом великодушное перенесение скорбей может послужить скорейшему прекращению скорбей.
Легко может случиться, что милосердый Господь, увидя наше великодушие, наше смирение, наше терпение в перенесении постигших нас скорбей, простит нам по благости Своей наши погрешности, прекратит наши скорби и прольет отраду в сердца наши. Некогда, по действию Божию, за грехи постигли величайшие скорби царя израильского Давида. Он должен был удалиться от царских чертогов, и идти, как изгнанник, в страхе, пешком, босой, под укоризнами (2Цар.2. 15-16). Но так как царь Давид все это переносил с удивительным великодушием и терпением, то Бог вскоре умилосердился над царственным изгнанником и прекратил его скорби, возвратив ему и престол, и силу, и славу.
Скорби незаслуженные, но посылаемые или попускаемые Богом для испытания нашей веры, для возвышения нашего освящения, должно переносить великодушно по другим причинам. Во первых скорби, о которых говорим, должно переносить великодушно из подражания Христу Спасителю, апостолам и прочим святым угодникам Божиим. Иисус Христос мужественно переносил все беды и неприятности в продолжение жизни.
Самые крестные страдания, самую смерть Спаситель претерпел великодушно, в высочайшей степени. Апостол Павел не только терпеливо переносил скорби, удручавшие его, но и радовался в страданиях своих. Радуюсь в страданиях моих (Кол.1. 24), – писал он к Колоссянам.
Во вторых, скорби, посылаемые от Бога, надо великодушно переносить, чтобы не лишиться душевной великой пользы, для которой посылаются нам скорби. Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях. Нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их не действительными, бессильными достичь благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются.
Скорби надобно великодушно переносить и потому, что они необходимы на пути душевного спасения. Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие (Деян. 14.22). Наконец надобно переносить бедствия и из благодарности к Богу, посылающему нам скорби, потому что Господь Бог посылает скорби преимущественно тем, кого Он любит. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр.12.7). Отец земной наделяет любимых детей своих подарками: а Отец небесный осыпает любимых Своих детей, христиан, скорбями. Его же любит Бог, наказует, говорит Священное Писание. Бьет же всякого сына, его же приемлет (Рим.12. 6).
Будем благоразумны и справедливы. Если угодно Богу посетить нас скорбями, то будем переносить их великодушно, терпеливо, безропотно, подобно Святому Великомученику Никите, ныне ублажаемому. Такое мудрое перенесение скорбей вознаградит нас сторицею если не в сей жизни, то в будущей непременно.