Официальный сайт

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

14 января мы празднуем память Святителя Василия Великого. Одного из трех самых известных богословов: Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Втроем они изображены и на большой иконе Богоявленского Собора в Елохове.

– Жизнь человеческая, говорит Василий Великий, коротка. Кратковременные радости многотрудного жития – паутинная ткань. Наружный блеск жизни – сон.

Но весьма блажен покой праведных. Упокоение на небесах бесконечно. Подлинно, это – дары бессмертного Щедролюбца! Ибо Чье естество неизменяемо, у Того и даяние нескончаемо. Поэтому здешняя борьба праведных временна, а победа и награды там вечны.

В жизни, как в училище воинском, трудимся мы, борясь со скорбями. И природе нашей много противников.

Удовольствия отнимают твердость. Роскошь изменяет мужество. Уныние расслабляет силы. Клевета наносит оскорбления. Лесть прикрывает собой злоумышления. Страх приводит к тому, что впадаем в отчаяние.

И в таком-то треволнении непрестанно обуревается наша природа. Не только горести жизни несносны, но и то самое, что, по видимому приятно, опечаливает своею превратностью. И мы проходим жизнь почти полную скорбей и слез. И если угодно тебе знать, выслушай описание горестей жизни.

Человек посеян в утробе матери. Но этому сеянию предшествовала скорбь. Семя брошено в бразды естества. Если только размыслим об этом, то устыдимся начал рождения.

Брошенное семя изменилось в кровь, кровь одебелила в плоть. Плоть со временем приняла на себя образ. Образовавшееся непонятным для ума способом одушевилось. Одушевленное воспиталось естественными средствами.

Стесняемый зародыш скачет, негодует на это узилище естества. Но едва наступило время рождения, распались затворы чревоношения, отверзлись двери естества, матерняя утроба разрешила удерживаемый ею дотоле плод.

Выскользнул в жизнь этот борец скорби. Вдохнули в себя воздух эти уста твари. И что же после этого?

Первый от него звук – плачет. Достаточно этого, чтобы по началу – узнать жизнь.

Младенец коснулся земли и не смеется, но, едва коснувшись, объемлется болезнями и плачет. Он знает уже, что заброшен бурей в море скорбей. Питается со слезами, сосет молоко с принуждением. Достигает возраста и начинает бояться родителей или домашних.

Повзрослев, стал отроком и отдан в науку учителям. Вот страх, не знающий отдыха! Ленится, принимает наказания, проводит ночи без сна.

Но выучивается, вполне успевает, заходит далеко в науках. Приобретает добрую о себе славу. Просвещен всеми родами познаний. Исполнен опытности в законоведении.

Со временем достигает мужеского возраста. Посвящает себя военной службе. Опять начало еще больших скорбей! Боится начальников, подозревает злонамеренных, прилепляется к корысти, везде ее ищет.

Сходит с ума, домогаясь прибыли. Неусыпен, проводит жизнь в тяжбах.

Рассчитывая выгоды, оставляет родину никем не влекомый. Служит невольно, трудится сверх силы, проводит в заботах ночи, работает неутомимо днем, как раб. Нужда запродала его свободу.

Потом, после всего этого, после многих трудов и угождений, удостоен он почестей.

Возведен на высоту чинов, управляет народами, повелевает войсками, величается, как первый сановник в государстве, собрал груды богатства.

Но с трудами текло вместе и время.

С чинами пришла и старость. И прежде, нежели насладился богатством, отходит похищенный из жизни. И в самой пристани терпит кораблекрушение. Ибо вслед за суетными надеждами идет смерть, посмеивающаяся смертным.

Такова жизнь человеческая – непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, собрание вод, колеблемое волнами.

И хотя буря страшна, плавание опасно; однако же, мы – пловцы – спим беспечно. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, надмевающие подобно бурям.

Скорби ревут, как волны. Злоумышления скрываются, как подводные камни. Враги лают, как псы. Похитители окружают, как морские разбойники. Приходит старость, как зима. Предстоит смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю, правь искуснее. Смотри, как плывешь, не затопи лодки своей, нагрузив ее или богатством, приобретаемым неправдою, или бременем страстей.

Поэтому весьма благовременно взывает блаженный апостол Павел:

– Великое приобретение – быть благочестивым и довольным (1Тим. 6.6), – богатство небесное, сокровище тайн, море премудрости, ведение истины, поклонение несозданной Троице.

Зерцало девственной тайны, вера непытливая, исповедание, избегающее исследований. Проповедь преподобная, произносимая устами, проникающая чрез слух, укореняемая в душе и подающая озарение Троицы.

Сошел с неба Христос, и не отлучился от Отца. Родился в вертепе, и не сошел с престола. Возлег в яслях, и не оставил Отчих недр. Родился, воплотившись от Девы, и как Бог, был без отца. Снисшел, и не отлучился от горних. Взошел, и не соделал прибавления в Троице. В образе раба явился, и не утратил равночестия со Отцем, но есть Слово, и Образ, и Сияние.

Слово, ибо никогда не отделен от ума. Образ, не из воска вылитый круг, но печать равнообразная. Сияние, ибо свет совечен солнцу. Образ, потому что видевший Меня видел Отца (Ин. 14.9).

Ему слава и держава с Единородным Его Сыном, и Животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

14 января 2017
Яндекс.Метрика
loading