Официальный сайт

КАК ЖИТЬ

– Как жить? – слышался Батюшке Амвросию Оптинскому, со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:

– Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. Такой тон старца вызвал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. Не тужить, чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Единому Источнику вечной радости – Богу.

Тогда человек мирится со скорбями или – смиряется, и этим успокаивается. Не осуждать, не досаждать. Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово. А внешне они большей частью и за грех не считаются.

– Всем мое почтение – указывает на заповедь апостола Петра. В почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12. 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение.

Смирение основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого не возможно спастись. О том, как мы заботимся о теле, и сколько о душе в Евангелии сказано: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет (Мк.8 6). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство души своей.

 На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера.

А на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами. А душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде, а душа от главы до ног, покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую. И своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью, только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия. Оно истощает нередко целые семейства. Для него люди готовы иногда на труды всякого рода. А бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для служения Божественной литургии. Едва несколько минут для утренней и вечерней молитв, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.

Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать, а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага. Но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ. Или избирают врача незнакомого и неопытного. И скрывают то, что известно уже и небу и аду. И чем они сами хвастают в обществах.

Когда умирает тело, тогда слышатся скорбь и отчаяние. А когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом. Так мы не знаем достоинства души своей, и подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? У нас же большею частью забота о стяжании благ. Только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и заботиться о едином на потребу спасении душ наших.

 

МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ

ПИСЬМО ЛЮТЕРАНИНУ

ПОЧЕМУ ПОСЫЛАЮТСЯ СКОРБИ

ТОРЖЕСТВО ЗЛА

 

23 октября 2019
Яндекс.Метрика
loading