РАДОСТИ И СКОРБИ
Смеялся ли Иисус Христос? И неужели христианам запрещены даже невинные радости? Почему-то у многих при воспоминании о Православии возникает образ постоянно унылого и мрачного человека.
На самом деле, тех, кто видел современных старцев, поражают любовь, внутренняя радость и оптимизм, которые передаются и их духовным чадам.
Радости и скорби часто неотделимы друг от друга. Печаль о собственных грехах ведет к покаянию, скорбь о болезнях духовных и телесных ближних вызывает усиленную молитву за них. Значит, бывают скорби ведущие к исцелению души и иные, которые губят душу. Также и радости разнятся.
Трудно, да и невозможно представить себе образ громко смеявшегося Господа Иисуса Христа. Он, видя страдания падшего человека, пришел спасти нас ценою собственной жизни. Сознательно пошел на распятие за нас.
А вот радующимся мы вполне можем Его представить: когда он был на браке в Канне Галилейской и помог молодоженам выйти из трудного положения. Когда приводили к Нему детей. Когда Он видел, как распространяется Евангелие, когда видел твердую веру и любовь.
Радость в скорби, так можно было бы назвать это удивительное и таинственное сочетание чувств.
Нет ничего несправедливее ложного мнения, будто жизнь православных тягостна и невыносима, что их состояние в непрерывной печали, унынии и жалобах. Наоборот, если и существует на земле истинная радость, то она принадлежит сердцам умиленным и душам благоговейным и святым. Эта радость конечно скромная, не показная, но всегда твердая, потому что ее источник чистая любовь и благость Божия. Она утверждается на свидетельстве их благой и непорочной совести.
Поэтому святой апостол Павел называет плодом духовной жизни:
– Любовь, радость, мир (Гал. V, 22).
Несомненно, Бог, вложивший в сердца родителей такую нежную любовь к своим детям, испытывает к своему творению гораздо большую любовь и заботится о нас, усыновленных, ради заслуг Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа сильнее, чем любая мать и любой отец.
Отец Небесный Сам утешает на земле любимых детей своих, изливая в их сердца Свою любовь «Духом Святым» (Рим. V, 5). А когда утешает Бог, тогда никакие скорби не могут отнять у нас небесной радости духа.
Бог утешает нас, даруя нам несомненную надежду на получение вечной и никем неотъемлемой радости. Тогда:
– Отрет Бог всякую слезу с очей их (Отк. XXI, 4); радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. XXXV, 10).
– Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. VI, 25). Сеявшие со
слезами, будут пожинать с радостью (Пс. 125, 5).
Но, горе вам, смеющимся ныне! — говорит Спаситель,—
ибо восплачете и возрыдаете (Лк. VI, 25).
Это вовсе не значит, что Иисус Христос запрещал всякие истинно невинные удовольствия своим последователям. Он проклинает безумный смех грешников, которые в то время, когда глас Божий, взывающий в их совести, призывает к покаянию, стараются в своем безумии заглушить этот спасительный голос шумными развлечениями, зрелищем развлекательных программ, вызывающих хохот.
Спаситель проклинает диавольский смех нечестивых, которые, увидев людей, впадающих в грехи, вместо того, чтобы пожалеть, помочь им исправиться и просить Бога об их обращении к праведной жизни, издеваются над их слабостями.
Он проклинает тот погибельный смех ниспавших в глубины зла беззаконников, которые не заботятся о своем спасении и в плотских наслаждениях говорят «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Ис. XXII, 13). Этим смеющимся Спаситель возвещает горе, потому что они рано или поздно будут рыдать.
Особенно опасным увлечением стало современное телевидение, которое полностью утратило свои функции просвещения, обучения, информации, вводя телезрителей в сплошной поток развлечений, где политики ведут себя как клоуны, а клоуны пародируют политиков, перескакивая с канала на канал.
Хохот и смех — самые продаваемые продукты, наравне с показом трагических событий, они дают самый высокий рейтинг.
Отчаянная боль и жалобные стоны неудовлетворенности — участь нераскаянных грешников, когда смерть навсегда разлучит их с теми развлечениями, суетными и беззаконными сценами, которыми увлекались.
За пределами этой жизни есть только один вечный объект видимой радости всех святых и Ангелов, одно утешение и счастье — Господь и Бог наш Иисус Христос.
Скорби — неотъемлемая часть нашей жизни. Обратимся к благости и милосердию Господа Иисуса Христа всем сердцем нашим, не отвлекаясь и не развлекаясь. Пусть любовь Его, исцеляя наши души от греховных недугов, поражает нас скорбями в данной временной жизни. Эти скорби спасительны и скоро, быстро пройдут. Только бы Всеблагой Господь позволил нам в нескончаемой вечности видеть Его во славе, быть рядом с Ним. Тогда:
– Возрадуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет у нас (Ин. XVI, 22).
15 октября 1944 года, 70 лет тому назад в своей проповеди Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сам испытавший много страданий, говорил:
– Каким путем нужно идти? Идите через врата узкие, путем каменистым и тернистым, не боясь страданий, ибо они рождают добро.
Страдающий освобождается от зла, освобождается от эгоизма, становится тихим, кротким, исполненным любви. Надо идти путем скорбей, исполняя все заповеди Христа.
О многом мы должны молиться, каясь в бесчисленных грехах наших. Но непрестанной и основной должна быть молитва о том, чтобы Господь очистил наши сердца от злобы, чтобы подал великие добродетели христианские – кротость, смирение, святую любовь. Никогда не забывайте самой важной молитвы о любви. Молитесь так, как положит вам Бог на сердце. Например, так:
– Господи, даждь ми любовь святую, научи меня всех людей любить: и ближних, и дальних, и верных, и нечестивых, яко же Ты, Господи, любиши всех нас, грешных и окаянных.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.