Официальный сайт

ИСКУШЕНИЯ

Старец Амвросий Оптинский давал духовные советы о борьбе с искушениями диавольскими.

– Сестра о Господе! Описываешь ты, какие с тобою были вражеские искушения: сперва тоска и страх. Потом скорбь до исступления ума. Потом помысл высокоумия, что достигла меры бесстрастия. Потом опять несытая любовь к родным и опять помысл высокоумия с самонадеянностью, что без помощи Божией, своею силою, ты можешь устоять. А когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, т.е. помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым.

После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этою тишиной кроется обольщение вражие. Но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства. И что естество души твоей так бело, как снег. А когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина, душа, приходящая в преуспеяние, видит свои грехи, как песок морской, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила действует в тебе, то и увидела, что эта сила – в виде валявшегося безобразного растрепанного мужика.

Теперь сама ты видишь, что вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими. То тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью. А когда отвергают его внушения, то опять шепчет: Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик. Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а, сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а по четкам правила ни разу не выполнила. Потому что как только за него берешься, начинает, тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что, тут явное противоречие, которое, прежде всего, врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует».

Святой Иоанн Лествичник говорит, что неоткрываемые духовному отцу помыслы в дела переходят. И что, напротив, открываемые язвы в худшее не простираются, но паче врачуются. Из собственного опыта видим, что человек крайне немощен и бессилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, говорит Преподобный Марк Подвижник, мы имеем одного помощника. Таинственного, в нас сокровенного со времени Крещения – Христа. Который непобедим. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если будем не только призывать Его на помощь, но исполнять, по силе своей, Его животворные заповеди.

Повергай себя в руки превеликого Его милосердия. Также непрестанно прибегая к Заступнице нашей Владычице Приснодеве Марии. Пой почаще церковную песнь: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся. Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитвы еще не научилась. И келейного, правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство?

Продолжение следует.

 

МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ

БАТЮШКА АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. О ТОСКЕ И ПЕЧАЛИ

ОТЧАЯНИЕ

ОТЧАЯНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СТАРЦЫ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ

ЗАВЕТ ОПТИНОЙ

О БОРЬБЕ С ДУХАМИ ЗЛОБЫ ПОДНЕБЕСНЫМИ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

СТАРЕЦ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (1812–1891)

 

 

23 октября 2018
Яндекс.Метрика
loading