Официальный сайт

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ. СОВЕТЫ СТАРЦЕВ

Книга «Руководство к духовной жизни» Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка была написана повелением Святого Духа. Великий Старец Варсонофий свидетельствовал о ней: Все сие пишу я не по своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека. К Преподобным Варсонофию и Иоанну, память которых 19 февраля, обращались за советом и монахи и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни, старцы и юные, немощные и здоровые. И все получали преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы.

Один послушник задал авве Варсонофию вопрос: когда брат спросит меня о каком-либо слове или деле, которого я не знаю, отвечать ли ему или нет? Также когда меня и не спрашивают, но я сам вижу, что нехорошо делают что-нибудь, – нужно ли хоть один раз сказать о сем тому, кто делает дурно, или нет? Ты сказал мне, что когда меня спросят, или сам вижу что-либо, то я должен сказать со смирением. Но если вижу, что, когда говорю, сердце мое услаждается тщеславием, или хотя тогда и не услаждаюсь, но знаю, что буду услаждаться им после, промолчать ли мне или нет?

– На все эти вопросы один ответ: остерегайся, чтобы не сказать по тщеславию, но говори со смирением и страхом Божиим. Во всех случаях, о которых ты спрашивал, скажи и напомни, если нужно, однако в своем только монастыре, а не в другом месте. Потому что живущие в одном общежитии это как бы одно тело. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем. Но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.

Сказать что-либо со смирением не значит говорить учительски, а так, как сам слышал от аввы и от отцов. Если же полезно сказать что-нибудь брату, а тщеславие внушает тебе усладиться сим, то знай, что враг хочет воспрепятствовать тебе сделать пользу брату. Если будешь слушаться тщеславия, брат никогда не получит через тебя пользы. Но отвергни тщеславие и презирай его. А когда скажешь брату должное, покайся перед Богом, говоря: Прости мне, Господи, что я тщеславно говорил, и в любом случае поступай так же.

Отец мой! Как согласить это: ты повелел мне, когда вижу что-либо неполезное, говорить, прежде нежели меня спросят, а отцы говорят, что не должно начинать разговора прежде вопроса, и авва Нистерой не потому ли приводил других в удивление, что, будучи в общежитии, говорил: Я и осел – одно и то же. Скажи мне также, отец мой, что значит внимать своим помыслам? Должно ли заниматься этим в определенное время, и как это делать?

– Брат! Старцы отвечают сообразно с духовным возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги. Но настанет и такое время, когда ему будут служить другие: тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде.

Совершенным совершенное и говорится, а находящимся под законом преподается иное, ибо еще испытываются под пестуном. Когда и ты будешь мертв для мира, как авва Нистерой, тогда можешь сказать: Я осел. Не высокомудрствуй, потому что повредишь себе тем.

Ибо когда кто достигнет в меру осла, то, подобно ему, получая удары, терпя поношения, будучи отягощаем, понукаем, связываем и терпя все подобное, что свойственно терпеть ослу, переносит все сие не противореча, не помня зла и отнюдь не возмущаясь в сердце, подобно ослу, но пребывая при всем том как бесчувственный, то это и означает уже желаемое двоякое, или и троякое умерщвление. Тогда, может быть, человек осмелится сказать: Я осел. Но и то со многим стыдом, размышляя о высоте такого преуспеяния. Однако думаю, что и тогда он не скажет этого.

Но видя, что ему многого недостает до такого состояния, чтобы осмелиться сказать: Я осел. И даже не посмеет и подумать того, зная, что это есть высокомудрие, в котором состоит падение души и поистине совершенная погибель.

Что же касается внимания к своим помыслам, то отцы назначили время для этого, говоря: утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя.

А если кто из старцев, высших меня, спросит меня о чем-нибудь, должен ли я сказать, что нахожу полезным?

– Не твое дело говорить это, потому что ты не знаешь воли Божией, действительно ли это полезно. Но если кто из них спросит тебя, скажи ему со смирением: Прости меня, и, я не знаю.

Ну а когда брат делает что-нибудь среднее, безгрешное, но не согласно с моею волею, и я скорблю об этом, как мне поступить: промолчать ли и не успокоить своего сердца, или ласково сказать и тем избавиться от смущения?

Если же дело это другим причиняет скорбь, а не мне – сказать ли мне ради других, или сие будет напрасное вмешательство в чужое дело?

– Если дело будет безгрешное, среднее, и ты хочешь сказать для того только, чтобы успокоить свое сердце, то в том обнаруживается твое поражение, что ты, по немощи своей, не можешь потерпеть. Укори же себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи авве твоему, и он или сам скажет тому брату, или тебя вразумит, что тебе сказать ему, и ты будешь спокоен.

Если я говорю авве ради других и догадываюсь, что брат смущается этим, – как мне поступить? Также, когда он оскорбляет и других и меня – сказать ли мне ради других или промолчать, потому что это и меня беспокоит? Если же знаю, что брат не скорбит об этом, сказать ли и себя ради, или принудить себя промолчать?

– Если ты скажешь авве, а брат смутится сим, то тебе нет до того дела. Когда нужно будет сказать ради других и это тебя озабочивает, скажи ради них. Себя же ради принудь не говорить.

Но помысл говорит мне, что если брат смутится на меня, он сделается мне врагом, полагая, что я его оклеветал перед наставником.

– Это злой помысл, возбраняющий исправлению брата. Не удерживайся, но говори авве только по Богу, а не по страсти. Ибо и на врачей ропщут больные, которых они лечат, но врачи пренебрегают этим, зная, что после они будут их благодарить.

Продолжение следует.

 

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. ЗЛЫЕ СТРАСТИ

ЗЛЫЕ СОВЕТЫ

СТРАХ И ЛЮБОВЬ

ЧИСТАЯ ДУША

КОРЕНЬ ВСЯКОГО ЗЛА

ИСКУШЕНИЯ

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ТЕЛЕЭКРАНОМ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ СТАРЦА АМВРОСИЯ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ

КАК ЖИТЬ – НЕ ТУЖИТЬ

БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. О ПРАВОСЛАВИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О СКОРБЯХ

К 200-ЛЕТИЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. СТАРЕЦ И ДУХОВНИК

СТАРЦЫ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ

ЗАВЕТ ОПТИНОЙ

ЗАВЕТ ОПТИНОЙ. ПРЕДВИДЕНИЕ

СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)

19 февраля 2020
Яндекс.Метрика
loading