ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ. СОВЕТЫ СТАРЦЕВ
Книга «Руководство к духовной жизни» Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка была написана повелением Святого Духа. Великий Старец Варсонофий свидетельствовал о ней: Все сие пишу я не по своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека. К Преподобным Варсонофию и Иоанну, память которых 19 февраля, обращались за советом и монахи и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни, старцы и юные, немощные и здоровые. И все получали преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы.
Один послушник задал авве Варсонофию вопрос: когда брат спросит меня о каком-либо слове или деле, которого я не знаю, отвечать ли ему или нет? Также когда меня и не спрашивают, но я сам вижу, что нехорошо делают что-нибудь, – нужно ли хоть один раз сказать о сем тому, кто делает дурно, или нет? Ты сказал мне, что когда меня спросят, или сам вижу что-либо, то я должен сказать со смирением. Но если вижу, что, когда говорю, сердце мое услаждается тщеславием, или хотя тогда и не услаждаюсь, но знаю, что буду услаждаться им после, промолчать ли мне или нет?
– На все эти вопросы один ответ: остерегайся, чтобы не сказать по тщеславию, но говори со смирением и страхом Божиим. Во всех случаях, о которых ты спрашивал, скажи и напомни, если нужно, однако в своем только монастыре, а не в другом месте. Потому что живущие в одном общежитии это как бы одно тело. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем. Но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.
Сказать что-либо со смирением не значит говорить учительски, а так, как сам слышал от аввы и от отцов. Если же полезно сказать что-нибудь брату, а тщеславие внушает тебе усладиться сим, то знай, что враг хочет воспрепятствовать тебе сделать пользу брату. Если будешь слушаться тщеславия, брат никогда не получит через тебя пользы. Но отвергни тщеславие и презирай его. А когда скажешь брату должное, покайся перед Богом, говоря: Прости мне, Господи, что я тщеславно говорил, и в любом случае поступай так же.
Отец мой! Как согласить это: ты повелел мне, когда вижу что-либо неполезное, говорить, прежде нежели меня спросят, а отцы говорят, что не должно начинать разговора прежде вопроса, и авва Нистерой не потому ли приводил других в удивление, что, будучи в общежитии, говорил: Я и осел – одно и то же. Скажи мне также, отец мой, что значит внимать своим помыслам? Должно ли заниматься этим в определенное время, и как это делать?
– Брат! Старцы отвечают сообразно с духовным возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги. Но настанет и такое время, когда ему будут служить другие: тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде.
Совершенным совершенное и говорится, а находящимся под законом преподается иное, ибо еще испытываются под пестуном. Когда и ты будешь мертв для мира, как авва Нистерой, тогда можешь сказать: Я осел. Не высокомудрствуй, потому что повредишь себе тем.
Ибо когда кто достигнет в меру осла, то, подобно ему, получая удары, терпя поношения, будучи отягощаем, понукаем, связываем и терпя все подобное, что свойственно терпеть ослу, переносит все сие не противореча, не помня зла и отнюдь не возмущаясь в сердце, подобно ослу, но пребывая при всем том как бесчувственный, то это и означает уже желаемое двоякое, или и троякое умерщвление. Тогда, может быть, человек осмелится сказать: Я осел. Но и то со многим стыдом, размышляя о высоте такого преуспеяния. Однако думаю, что и тогда он не скажет этого.
Но видя, что ему многого недостает до такого состояния, чтобы осмелиться сказать: Я осел. И даже не посмеет и подумать того, зная, что это есть высокомудрие, в котором состоит падение души и поистине совершенная погибель.
Что же касается внимания к своим помыслам, то отцы назначили время для этого, говоря: утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя.
А если кто из старцев, высших меня, спросит меня о чем-нибудь, должен ли я сказать, что нахожу полезным?
– Не твое дело говорить это, потому что ты не знаешь воли Божией, действительно ли это полезно. Но если кто из них спросит тебя, скажи ему со смирением: Прости меня, и, я не знаю.
Ну а когда брат делает что-нибудь среднее, безгрешное, но не согласно с моею волею, и я скорблю об этом, как мне поступить: промолчать ли и не успокоить своего сердца, или ласково сказать и тем избавиться от смущения?
Если же дело это другим причиняет скорбь, а не мне – сказать ли мне ради других, или сие будет напрасное вмешательство в чужое дело?
– Если дело будет безгрешное, среднее, и ты хочешь сказать для того только, чтобы успокоить свое сердце, то в том обнаруживается твое поражение, что ты, по немощи своей, не можешь потерпеть. Укори же себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи авве твоему, и он или сам скажет тому брату, или тебя вразумит, что тебе сказать ему, и ты будешь спокоен.
Если я говорю авве ради других и догадываюсь, что брат смущается этим, – как мне поступить? Также, когда он оскорбляет и других и меня – сказать ли мне ради других или промолчать, потому что это и меня беспокоит? Если же знаю, что брат не скорбит об этом, сказать ли и себя ради, или принудить себя промолчать?
– Если ты скажешь авве, а брат смутится сим, то тебе нет до того дела. Когда нужно будет сказать ради других и это тебя озабочивает, скажи ради них. Себя же ради принудь не говорить.
Но помысл говорит мне, что если брат смутится на меня, он сделается мне врагом, полагая, что я его оклеветал перед наставником.
– Это злой помысл, возбраняющий исправлению брата. Не удерживайся, но говори авве только по Богу, а не по страсти. Ибо и на врачей ропщут больные, которых они лечат, но врачи пренебрегают этим, зная, что после они будут их благодарить.
Продолжение следует.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. ЗЛЫЕ СТРАСТИ
МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ
МУДРЫЕ СОВЕТЫ СТАРЦА АМВРОСИЯ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ
БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. О ПРАВОСЛАВИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ