Официальный сайт

КОРЕНЬ ВСЯКОГО ЗЛА

Нас часто удивляет, откуда в людях такое раздражение, такая злоба и ненависть. Это может объяснить одно недоброе чувство, о котором все мы знаем.

Сколько существует человечество, столько времени существует и зависть. Завистью вошел грех в мир. Когда были созданы первые люди, завистник – падший дух не мог вынести их блаженной непорочности, соблазнил на грех и подтолкнул к падению и изгнанию из рая.

Вся Библия полна примеров зависти и рожденной этим чувством ненависти, ведущей к преступлениям и убийствам. Каин первый сын Адама и Евы был вовлечен завистью в убийство брата Авеля. Иосиф добрый сын и прекрасный юноша продан из зависти братьями в рабство.

zavist7

Евангелие, Деяния апостолов и Послания апостольские полны примеров зависти, которая противодействовала распространению Благой Вести о спасении. Об этом говорит известный старец архимандрит Кирилл (Павлов).

– Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи. Она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: – Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13.12). И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

zavist2

Начальник же синагоги, питая в сердце своем скрытую зависть к Спасителю, видя, каким уважением Он пользуется среди народа и какой любовью окружает Его народ, вознегодовал против чудесного исцеления несчастной женщины Божественным Чудотворцем. И начал строго говорить народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13.14).

Спаситель, провидев в этих словах притворство и лицемерие начальника синагоги, всенародно разоблачает личину его мнимой ревности по закону Моисееву:

– Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (Лк. 13.15-16).

zavist12i

После такого обличения перед всеми сразу же обнаружилась злобность души мнимого ревнителя из иудейской синагоги.

Дорогие братья и сестры! На указанном примере мы увидели, каким образом действуют завистники, представляющиеся людьми, которые заботятся об общем благе. На самом же деле они таят в своем сердце отвратительное лицемерие.

Добрые люди радуются благополучию ближних, благословляют благодетелей и славят Бога благодеющего.

Злые же и завистливые люди с недоброжелательством относятся к благополучию ближних. Не могут терпеть ничьего превосходства, не радуются ничьей радости. А наоборот, стараются воспрепятствовать благополучию ближнего.

farisei

А если не в силах этого достигнуть, то стараются любыми кознями и происками унизить и обесславить доброе дело ближнего, перетолковывая все в худую сторону.

Подобно кротам, роющимся в земле и не способным видеть свет Божий, завистливые люди подкапываются под самое основание добродетели, лишь бы кого-нибудь опорочить. И нет на земле доброго дела, которого бы не касалась зависть.

Всему доброму и святому дает зависть имена недостойные. С единственной целью – унизить почтенных и порядочных людей, лишить их любви и уважения, которыми они пользуются по справедливости.

zavist9

Зависть рождает страшные пороки: ненависть, злоречие, презрение, коварство, обман, убийство и многие другие. Поэтому зависть есть корень всякого зла.

Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, – она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех, – как говорят святые Отцы. Если бы не было зависти, то тишина и спокойствие, мир и благоденствие окружали бы нас.

Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием. Видеть счастье брата было бы нашим счастьем. Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем желает добра.

zavist3

Но где зависть, там неустройство, там все худое. Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели.

Лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании – вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими – вот свойства зависти.

Много зла и вреда приносит зависть обществу, стараясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними. История Церкви знает множество примеров ужасных злодеяний, совершенных под влиянием этого порока.

cainandabel

Движимый завистью, Каин убивает своего брата Авеля. Братья Иосифа, завидуя его телесной и внутренней красоте, продают его в рабство. Первосвященники и фарисеи, движимые завистью к Спасителю, оклеветав и унизив Его, совершают ужасный грех богоубийства.

Зависть – это ржавчина, съедающая душу завистника. Завистливый человек ни днем, ни ночью не имеет покоя, всегда и всем недоволен, сетует на все с ропотом, частый гнев и постоянная злоба мучают его.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Убережемся от этого порока! Постараемся воспитать в своем сердце расположение и любовь ко всякому доброму делу.

Святые Отцы говорят: когда видите ближнего, который в чем-либо превосходит вас, не давайте места зависти, а вознесите теплую молитву ко Господу, чтобы он укрепил и умножил добродетели ближнего, тогда и вас Господь не оставит Своею милостью и любовью.

Тем же, которые уже заражены этим гнусным пороком и хотят от него избавиться, святые Отцы советуют умертвить матерь этой страсти – матерью зависти является гордость. А святой апостол Павел рекомендует приобретать и стяжать любовь, потому что любовь не завидует (1 Кор. 13, 4) – и тогда зависть падет сама собой.

strashnyj_sud

Кроме этого нужно знать, что все, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое. А потому не может являться предметом зависти.

Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные. А все остальное: здоровье, богатство, почести – это тленное, временное и не должно рождать зависти.

Постараемся, возлюбленные, иметь мир между собою. Потому что нет ничего на свете сладостнее мира. Помолимся Господу, чтобы Он даровал, утвердил мир между нами и чтобы мы могли избавиться от гнусного порока зависти и избежать наказания от Господа на Его страшном и праведном Суде. Аминь.

03 июня 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading