СТАРЦЫ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Если на машине ехать по шоссе от Калуги к Козельску, то на подступах к этому древнему городу открывается необыкновенно красивая картина.
Слева расстилаются луга, за ними протекает река Жиздра, и стеной высится сосновый лес. А на фоне леса виден белый монастырь — золотые и синие купола церквей, шпиль колокольни, древние башни и стены.
Точно сказочное царство этот монастырь, точно островок совсем другого мира, чудом оказавшийся тут, на Калужской земле.
Монастырь этот называется Оптина Пустынь. Ныне
о нем знают во всем мире: не только русские, но и иностранные ученые пишут об Оптиной книги, собираются на посвященные ей конференции.
От древней Оптиной ищут советов на самые жгучие современные вопросы. Это совсем особое место на земле, и тайна Оптиной в полной мере
раскроется лишь в будущем.
Какова же история этого монастыря? По преданию, он был основан в глубокой древности раскаявшимся разбойником по имени Опта. От него и возникло название обители.
Вплоть до XIX века это был ничем не примечательный провинциальный монастырек. А в правление Екатерины II, он совсем было пришел в упадок. Однако захолустную Оптину ждало большое будущее. В течение ста лет перед катастрофой 1917 года в ней цвела высочайшая духовная жизнь.
И ныне нам надлежит освоить наследие Оптиной.
Как же Оптина пришла к своему расцвету? В 1821 году
два монаха отшельника — братья Моисей и Антоний Путиловы, подвизавшиеся в Рославльских лесах, следуя воле калужского епископа, прибыли в Оптину пустынь.
Туда их направили для основания при обители уединенного скита.
К востоку от обители в густом лесу пустынники поставили келью, а затем, после очистки места — церковь во имя святого Иоанна Предтечи.
В 1825 году скит был в целом устроен.
Антоний стал его начальником, Моисея же назначили настоятелем всего монастыря.
Ныне братья Путиловы — Антоний и Моисей — причислены к лику святых: их труды подготовили расцвет Оптиной.
При преподобном Моисее обитель преобразилась. Были построены новые храмы и отреставрированы старые, воздвигнуты новые корпуса келий, расширилось хозяйство.
Но главным делом преподобного Моисея было приглашение в Оптину опытного старца, преподобного Льва (+1829 г.), под руководством которого стал старцем и святой Макарий.
При настоятельстве Моисея пришел в Оптину и тот, кто стал ее великим светильником, — преподобный старец Амвросий.
Главным делом, так сказать, «специализацией» Оптиной с 20-х годов XIX века стало духовное руководство русскими людьми.
Ради бесед со старцами в Оптину стекались как благочестивые крестьяне, так и представители образованной России.
Из духовного источника Оптиной питались те, кому русская культура обязана своей славой — Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев.
Теснейшую связь с Оптиной чувствовал духовный писатель С. Нилус. К Оптиной тянулся и Л.Н. Толстой.
Уже в июле 1996 года 13 оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых.
Еще раньше был канонизирован преподобный Амвросий. Ныне они почитаются всей Русской Православной Церковью.
В числе оптинских святых — новомученики: старец исповедник Никон (Беляев, +1931) и последний оптинский архимандрит Исаакий (Бобриков, +1938).
– От креста своего не побегу! — говорил священномученик
Исаакий, знавший, что его ждет расстрел.
Такова была позиция всей Оптиной, застигнутой революцией.
Преподобный Анатолий (Потапов), один из последних старцев, еще раньше так говорил о будущем России:
– Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут. А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!
Ныне мы — свидетели этого чуда. И от нас зависит, пойдет ли церковный корабль верным путем, держа курс на Царство Небесное.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.