Официальный сайт

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. ЗЛЫЕ СТРАСТИ

– Все смотрят на свою дорогу, т.е. за своими удобствами, следуют за своими страстями. Откуда происходят страсти? Они происходят не от природы, но от желания, говорит Иоанн Златоуст в Толковании на Исаию Пророка.

Желание праведных есть одно добро (Притч.11. 23). Желание исполнившееся – приятно для души (Притч.13:20). Итак, ясно, что желание зла происходит не от природы, но от развращенной воли.

Например: одно желание у людей здоровых и другое у людей слабых. Корни последнего исходят из болезни, а корни первого из здоровья. Точно также и здесь. Посмотрим, чего желает праведник: Как лань стремится к потокам воды, так стремится душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь лицу Божию? (Пс.41. 2–3). Сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего (Пс.72. 26). Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому (Пс.83. 3).

Посмотрим, чего желает злой: Он желает весь день похоти злой (Притч.21. 26). В них всегда пребывает душа и ум его. О праведном же говорится: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф.13. 17). Что желание добра сообразно с природой, а желание зла несообразно с природой, ясно из слов апостола Павла: Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас (Флп.1. 23–24).

Апостол считал легкими временные бедствия. Если бы он был против них вследствие их природы, то он не должен был бы называть их легкими. Не делай какого-либо возражения относительно больных. Я возьму пример от тебя самого. Я не говорю о Павле, но о вас, которые желаете зверских нравов. Что значит пользоваться добрым здоровьем? Заключается ли оно в самой природе, или же есть нечто вне природы? Некоторые думают, что оно заключается в самой природе. Будем ли мы презирать природу? Никак. Но постыдные совокупления с мальчиками, пренебрегающие законами природы, считаешь ли ты естественными или нет? Ясно, что они противоестественны.

Само бесплодие есть уже знак неправильности совокупления. Потому все законодатели и прочие определяли за это смертную казнь. Итак, теперь, когда многим это кажется естественным, то есть ли это поистине сообразно с природой, или противно природе? А также женщины, презирающие законы через совокупление в незаконной любви, любящие чужого, а не своего мужа, – не ясно ли, что поступают против природы? Желать жены своего ближнего разве не противно природе? Думать, что достаточно одной своей жены, вот это сообразно с природой.

А желание богатств разве не противно природе? Конечно, – хотя мы не желаем в этом уступить, подобно тому, как тем не кажутся противными природе даже звериные совокупления. Не будешь ли ты казаться самому себе более целомудренным, когда воздержишься от пожеланий? Не кажется ли тебе желание богатеть противным природе, когда ты видишь, что жадно прилепляющиеся к богатствам никогда не отстают от пороков? Когда ты придешь к людям здоровым, то тогда уразумеешь, что как желание богатств, так и преданность скупости противны природе, подобно тому, как и мудрый апостол Павел говорит: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор.9:27).

И Господь наш сказал в Евангелии, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7. 14). Ясно, что не сообразное с природой, а противное природе требует величайших трудов. Не иначе, как если бы кто-либо заставил кого ходить на руках. На ногах ходить легко и не требует никакого труда. Ходить же на голове, совершенно невозможно. Равным образом я говорю: если бы добродетели были сообразны с природой, то они не требовали бы никакого усердия. Если же сообразно с природой не следовать добродетели, то тогда ничего более не остается и говорить.

Но вот, присутствует Христос, произносящий решение, а также Павел является законодателем: Усмиряю, говорит, – и порабощаю тело мое (1Кор.9. 27), изменяя его из одного рабства в другое. Христос же сказал: Тесны врата и узок путь. Но то, что естественно, не требует труда, так как сама природа может заботиться о своем. Потому Бог не наложил на нас всего трудного, чтобы не обременять нас излишними трудами. Иное совершается против природы, иное же сообразно с природой. То, что сообразно с природой, легко до такой степени, что мы не воспринимаем даже, каким образом это совершается. Христос говорил слабым и ленивым, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь.

Продолжение следует.

 

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. НЕМЫЕ ПСЫ

НОВЫЙ ГОД С ИОАННОМ ЗЛАТОУСТОМ

СВЯТИТЕЛЬ  ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ИРОДИАДА ВСЕ ЕЩЕ ПЛЯШЕТ

О ПЬЯНСТВЕ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ

О МОЛИТВЕ

ЗЛАЯ ЖЕНА И ДОМАШНЯЯ ВРАЖДА

ЗАБВЕНИЕ БОГОМ

СИЛА СМИРЕНИЯ

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕЧАЛИ И СКОРБИ

О ПЕЧАЛИ И СКОРБИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ И СОЧУВСТВИЕ

28 декабря 2019
Яндекс.Метрика
loading