БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. О ПРАВОСЛАВИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Опыт собственной жизни старца Серафима, а еще более знание Слова Божия, святоотеческих творений и жития святых давали ему несомненную уверенность в истинности Православия. Это со всею силою выразил батюшка в дивной беседе с Н.А.Мотовиловым. Но по частным поводам говорил он о том и при других случаях. Однажды пришли к нему четыре старообрядца спросить о двуперстном знамении, с удостоверением при этом какого-нибудь знамения. И не успели они еще переступить порога кельи, как отец Серафим, прозрев их помыслы, взял первого из них за руку, сложил персты его по-православному и, крестя его, так говорил:
– Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. И далее изрек с силою:
– Прошу и молю вас: ходите в церковь греко-российскую. Она во всей силе и славе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – Учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел, она причалена веревкой к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливается волнами и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю.
В другой раз один старообрядец спросил его: Скажи, старец Божий, какая вера лучше? Нынешняя церковная, или старая?
– Оставь свои бредни, – резко, вопреки обычаю, ответил отец Серафим. Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком? И на чем утверждаете свою надежду – спастись без Кормчего?
Однажды привезли к нему скорченную женщину. Она прежде была православной, но, выйдя замуж за старообрядца, перестала и ходить в церковь. Святой Серафим исцелил ее на глазах у всех, а затем заповедал и ей, и родным молиться по-православному.
– А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?
– К прискорбию, у нас в роду все так молились. Пораздумав немного, отец Серафим заметил:
– Хоть и добродетельные были люди, а будут связаны: Святая Православная Церковь не принимает этого креста. Потом спросил:
– А знаешь ли ты их могилы? Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности. Живые сродники ее потом послушались наставления старца Серафима.
БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. О ПРАВОСЛАВИИ
БАТЮШКА АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. О ТОСКЕ И ПЕЧАЛИ
СТАРЕЦ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (1812–1891)
МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ