ТАЙНА ЦЕРКВИ. КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ ЕВАНГЕЛИЯ? ПРОДОЛЖЕНИЕ
Третье Евангелие – Евангелие от Луки – возникло после 70 года, но ранее, чем Евангелие от Иоанна. Не случайно среди Евангелий оно занимает третье по порядку место. По преданию Церкви, оно составлено Лукой, спутником и сотрудником апостола Павла. Лука был врач по профессии. Возможно, он был и личным врачом Павла, человека больного. Святой Лука не был непосредственным учеником Христа, не входил он и в число 70-ти апостолов. По происхождению он был язычником и человеком эллинской культуры. Местом составления Евангелия от Луки, возможно, была Греция – Ахаия.
Евангелие поражает особым вниманием к человеческому страданию, может быть, это связано с профессией врача евангелиста. Надо сказать, что христианское благовестие есть благовестие спасения. И если для евангелиста Марка спасение – это спасение от богопротивного мира, для Матфея – спасение от греха, то у Луки акцент сделан на спасении от страдания. Служение Христово, согласно евангелисту Луке, есть исцеление страдания. Причем страдание исцеляется страданием: вторая, наиболее значительная часть Евангелия, изображает путь Христа на Страсти. И мысль о Страстях проходит через все Евангелие.
Первые три Евангелия называются синоптическими: при сопоставлении их фактического содержания оно во всех трех оказывается весьма близким. Четвертое Евангелие – от Иоанна – сильно отличается от Евангелий «синоптиков». В самом общем виде можно сказать, что если в синоптических Евангелиях стержнем повествования служит история, изображение того, как Господь ходил по земле и проповедовал, то в Евангелии от Иоанна постоянно ощущается близость вечности. И Христос показан, как правило, в Божественности Его природы.
– Я и Отец одно: эти слова Христа определяют дух четвертого Евангелия.
Считается, что святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие в глубокой старости, около 96 года по Р. Х. Это были последние годы его служения в Ефесе, после возвращения из ссылки на остров Патмос. Евангелиста Иоанна называют Богословом именно потому, что его Евангелие – по преимуществу богословское. Учение об Иисусе Христе как воплотившемся Божественном Логосе, Божественном Слове – вот что отличает содержание Евангелия Иоанна от синоптических.
Иисус – начало жизни для верующих в Него. Его животворящая сила основана на Его единении с Отцом: это один из важнейших смыслов Евангелия от Иоанна. Через все Евангелие проходит противоположение света и тьмы. Исследователями подмечено, что евангельская история в изображении Иоанна Богослова это постепенное восхождение к Отцу в Страстях и Воскресении. Исторические факты жизни Христа в Евангелии от Иоанна предстают как символы Его Божественности.
В Евангелии как бы нет движения исторического сюжета. Единство Отца и Сына понято святым Иоанном как единение любви. В Церкви же ученики, приобщающиеся к этому Божественному единению, также образуют союз любви. Вообще, содержание Иоаннова Евангелия бездонно, и по сей день в нем остается много загадок.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
ТАЙНА ЦЕРКВИ. КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ ЕВАНГЕЛИЯ
СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ
ИОАНН БОГОСЛОВ. ИСТИННАЯ РАДОСТЬ
ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ
КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТАИНСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ
НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА. СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА
ОБРЕТЕНИЕ ГОЛОСА СВЯТОГО ЦЕЛИТЕЛЯ
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
СЛОВО В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ