СВЯТОЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в 1877 году в городе Керчи в семье провизора – аптекаря. Религиозность ему передалась от родителей.
В детстве у мальчика проявилась способность и любовь к рисованию. Одновременно с гимназией в Киеве он окончил и художественную школу. Хотел поступать в Петербургскую Академию Художеств, но перед экзаменами задумался о жизненном призвании. Вправе ли он заниматься тем, что нравится, а не тем, что окажется полезным страждущим людям?
Войно-Ясенецкий решает стать врачом. Поступает на медицинский факультет Киевского университета имени святого Владимира. Одновременно он старается уяснить себе Христово учение, верное представление о котором вынес из усердного чтения всего Нового Завета. Книги, которую получил от директора гимназии как напутствие в жизнь.
Особенно сильное впечатление произвели на юного медика слова Спасителя, которые Тот произнес, указывая ученикам на созревшую пшеницу:
– Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. IX, 37).
– О, Господи! Неужели у Тебя мало делателей?! – мысленно воскликнул юноша. Той же чистой, непосредственной, пламенной останется вера святителя до конца его жизни. С юных лет в сердце Валентина главенствовали любовь к Богу и ближним.
Блестяще сдав государственные экзамены в Университете, он неожиданно для всех, объявил о решении стать земским врачом, мужицким, деревенским доктором, чтобы помогать бедным людям.
Но еще до работы в глубинке ему пришлось в 1904 году потрудиться в военном госпитале на Дальнем Востоке. Там он спасал раненых на войне с Японией русских солдат.
В госпитале он познакомился со своей будущей женой, работавшей сестрой милосердия Анной Ланской. Поженившись, они поселились в одном из сел Курской губернии. Больные стекались к талантливому и бескорыстному врачу со всех окрестностей. Однажды, прозревший после операции нищий, привел с собой целую вереницу слепых, чаявших исцеления.
В это же время Валентин Феликсович начал серьезную научную работу, посвященную местной анестезии, обезболиванию, о котором в то время еще не знали многие врачи.
Научная деятельность была продолжена в Москве, где Войно-Ясенецкий стал экстерном хирургической клиники Дьяконова. Там он защитил в 1916 году докторскую диссертацию.
Работа была признана «лучшим сочинением, пролагающим новый путь в медицине».
Тринадцать лет Валентин Феликсович проработал земским доктором, не имея воскресных и праздничных дней. В те годы молодому врачу пришла мысль изложить свой уникальный опыт в особой книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план и вдруг подумал:
– А ведь когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа.
Так вел Господь своего угодника. Стать священником, монахом, епископом он и не помышлял. Как напишет впоследствии святитель Лука:
– Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери.
Врач Войно-Ясенецкий делал сложнейшие операции, в 1915-1916 годах заведовал госпиталем для раненых. В начале 1917 года тяжело заболела жена хирурга. Семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. Там и за стала их революция.
В 1919 году Войно-Ясенецкого арестовали, по доносу сотрудника больницы, которого главный врач хотел уволить за пьянство и воровство. Чудом он избежал расстрела и был отпущен.
Не выдержав тяжелого душевного переживания за мужа, скончалась жена. После ее смерти Валентин Феликсович вручил попечение о своих детях операционной сестре – Софии Сергеевне Велецкой, которая заменила им мать во все долгие годы ссылок и тюрем святителя Луки.
В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Кто-то назовет это чудесным случаем, а кто-то и промыслом Божиим. Однажды, в конце 1920 года Валентин Феликсович выступил на епархиальном собрании с речью против обновленцев. Неожиданно, присутствовавший там епископ, сказал ему:
– Доктор, вам надо стать священником! И тот, со всей простотой и глубиной веры ответил:
– Буду священником, если это угодно Богу!
А ведь принимая сан в то время, он знал, что идет на страдания и вероятную смерть. Уже в ближайшее воскресенье он был посвящен в диакона, а через неделю стал священником.
Ташкент взбудоражен: известный профессор медицины, основатель городского университета во времена воинствующего безбожия стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый, хирург – принимает его. Его попытались оклеветать, но не смогли – был всеми уважаем.
В 1923 году, он, оставаясь врачом, рукоположен в сан епископа. Ответом властей стали арест, а затем ссылки, которые продлились 11 лет. Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста, возвели его на высоту святости.
Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.
С октября 1941 года, когда стал огромным поток раненых на войне, епископа Луку назначили заведующим госпиталями Красноярского края.
Ежедневно он делал несколько самых сложных операций, продолжал и научную работу. В середине 1942 года закончился срок ссылки, и вскоре Лука возводится в сан архиепископа и назначается на Красноярскую кафедру.
А в 1944 году он возглавил Тамбовскую епархию. В те годы и была написана известная книга «Дух, душа, тело».
За научные труды: «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» ему была присуждена Сталинская премия I степени, большую часть которой владыка перечислил в помощь пострадавшим детям.
В 1946 году архиепископ Лука стал главой Крымской епархии, продолжая свою врачебную и педагогическую деятельность. Его проповеди составили несколько томов.
Но только две из них, 1956 года, когда он уже потерял зрение, чудом дошли до нас с голосом святителя. Об этом мы писали на сайте.
Обнаруженные недавно, эти уникальные записи донесли до нас голос святого врача, исцелявшего при жизни и не оставившего своей помощи людям и после блаженной кончины, которая последовала 11 июня 1961 года в день празднования Всех святых в земле Российской просиявших.
Десятки тысяч людей провожали его. Господь прославил Своего угодника обильными чудесами. В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Юбилейный (2000г.) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архиепископа Симферопольского Луку к лику святых, как святителя и исповедника.
Имя святителя Луки известно во многих странах. Удивительная нравственная чистота, любовь к ближним, твердость веры и глубочайший профессионализм в работе снискали святителю хирургу всенародную славу. Его чудеса известны не только в Украине, России, Белоруссии, в Средней Азии и на Дальнем Востоке, но и в Греции.
Оттуда была недавно иерархами привезена серебряная рака для мощей святителя.
Для всех нас особенно важен пример современного бескомпромиссного служения Богу и людям. Недавно мы получили уникальную возможность услышать голос святого врача. Его проповеди, выпущенные дисках, звучат как предупреждение, адресованное нам через полвека. Редчайшие записи не поддаются полной реставрации — слишком несовершенны были в то время магнитофоны.
Но представить себе этого великого святого нашего времени, который в советские годы не позволял убрать икону из операционной, не снимал креста во время чтения лекций студентам, произносил такие проповеди в страшное безбожное время, — мы можем и по сохранившимся записям.
Книга «Голос святого целителя» и диски с уникальными записями вышли в 2004 году. О том, как велась работа над этим изданием, мы рассказали на сайте. Теперь на экраны выходит игровой фильм о Святителе Луке, о нем мы тоже постараемся рассказать.
Святителю, исповедниче и целителю, отче Луко, моли Бога о нас!
Владимир Кремень
Здесь вы можете услышать жизнеописание Святителя Луки с диска «Голос святого целителя». Текст читает Народный артист России Владимир Заманский.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.