ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ
21 мая мы празднуем память Иоанна Богослова. Любимого ученика Господа Иисуса Христа. Апостола, первым из всех названного Богословом за проникновение в самые глубинные тайны богостроительства.
В его Евангелии, Откровении и трех Посланиях содержится важнейшие для нас понятия о Божестве Господа Спасителя и домостроительстве нашего спасения.
Святитель Феофан Затворник говорит об Иоанне Богослове и о необходимом для каждого богомыслии:
– Самое возвышенное помышление, до которого может доходить человеческий ум, есть помышление о Боге. Оно возвышает собою и самый ум, а с умом и всю душу. И, наконец, все естество человека. И таково оно не потому, чтобы ум мог что-либо обнять в Боге, а по одному, так сказать, соприкосновению ума с Богом. По одному устремлению его в область Божества с отрешением от всего тварного.
В Боге же все непостижимо – и естество Божие, и Триипостасность, и свойства Божества, и Его действия. Первая здравая мысль ума о Боге есть сознание Его всесторонней непостижимости. При непоколебимом убеждении в Его бытии, всесовершенстве и вседействии вообще в тварях и наиболее в человеке.
Этого человек не может не исповедать. Но как все это есть в Боге, и в каких очертаниях – постичь, не силен. Постижение непостижимости во всем, даже исповедуемом о Боге, есть возвышеннейший акт ума. Есть верное выражение смиренного и благоговейного поклонения Богу.
Бог непостижим. Но так как без знания о Боге нельзя быть человеком, который предназначен к богообщению, и притом так, чтобы восходил к этому сознательно и разумно, то Бог благоволил открыть ему о Себе, насколько он может понять.
Ибо и в открытом для нас остается много непостижимого. Открыто же только то, что нужно и насколько человек должен исповедовать для достижения своей последней цели. Благодарение Господу!
Хоть и при этом все почти созерцается, как при слабом мерцании света, словно в тумане. Но вся совокупность данного нам ведения такова, что достаточна чтобы, руководить человека к его предназначению. Оно и в этом виде есть светило, сияющее в темном месте.
Сущность всего откровенного нам о Боге и вещах Божественных излагает святой Иоанн Богослов в немногих стихах в начале своего Евангелия.
Он начинает с таинства Пресвятой Троицы. Переходит к творению, указывает на первобытное состояние прародителей и их падение. На приготовление падших людей к принятию Избавителя и явление Предтечи.
Далее изображает явление на земле Бога Слова в воплощении. И то, как оно одними было не принято, а другими принято. И какой плод имели и имеют принявшие Его. И заключает указанием на преимущество Откровения, данного Сыном Божиим над всеми предшествовавшими. На завершение в Нем Божественных нам Откровений. Ибо, после Сына Божия, кто еще совершеннейшее может преподать нам Откровение о Боге?
Сущность всего этого Откровения и все содержание нашего исповедания можно выразить в следующих немногих словах:
– Бог, в Троице поклоняемый, спасает нас, падших, в Господе Иисусе Христе, воплотившемся Единородном Сыне Своем.
К числу разных духовных упражнений или подвигов первое место, после молитвы, принадлежит богомыслию, то есть, размышлению о Боге. О Его Божественных свойствах и действиях. Премудрости, благости, вездесущии, всеведении, правосудии, промышлении и особенно искуплении.
Совершается богомыслие и самостоятельно, и с помощью чтения Писаний Божественных и отеческих. Уместно оно и в часы молитвы, особенно церковной.
Когда мы приобретем ясные понятия о Боге, чрез познание Его Божественных свойств и действий, открытых нам, тогда мысль о Боге никогда не может быть неопределенной. Тогда Бог созерцается нами всегда под каким либо определенно известным нам свойством Его. И это признак истинного отношения к Богу.
Продолжение следует.