Официальный сайт

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

Святитель Феофан Затворник, продолжая раскрывать таинственное учение Иоанна Богослова о Троице пишет, что Бог истинный есть Бог, в Троице поклоняемый. И нет другого Бога, кроме Бога Триипостасного.

Един есть истинный Бог. И Сей Бог есть Отец, Сын и Дух Святой.

Все исповедание о Пресвятой Троице Святая Церковь изображает, словами святого Афанасия Великого, в следующих положениях:

– Вселенская вера состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей и не разделяя сущности.

Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, иная – Духа Святого.

Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно. Каков Отец, Таков Сын, Таков и Дух Святой.

Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Ioann_Bogoslov2Впрочем, не три вечные, но Един вечный. Равно как не три несозданные, и не три непостижимые. Но Един несозданный, Един непостижимый.

Подобно сему Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель. Впрочем, не три Вседержителя, но Един Вседержитель.

Так, Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог. Впрочем, не три Бога, но Бог Един.

А также Отец – Господь, Сын – Господь, Дух Святой – Господь. Впрочем, не три Господа, но Господь Един.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога и три Господа.

Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.

И в Сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три ипостаси одна другой всецело совечны и равны. Так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице, и Единице в Троице.

Так должен разуметь о Святой Троице всякий, кто хочет спастись.

Ioann_Bogoslov1Воспроизведи в сознании это исповедание, – продолжает Святитель Феофан, – приступая к уразумению учения святого Иоанна Богослова о Божестве Сына Божия, чтобы как-нибудь не пришло тебе на мысль, будто тут исключается Дух Святой.

Все, что здесь говорится о Боге-Сыне, может и должно быть приложено и к Богу-Духу Святому. Святой Иоанн не поминает о Нем ради того, что вводит нас в созерцание преимущественно Единородного Сына Божия. О Котором все Евангелие.

Бог Триипостасный неразделим в Себе при раздельности Лиц. Но наша слабая мысль требует, чтобы ей истолковываема была сущность исповедания о каждом Лице отдельно, чтоб потом вознестись к созерцанию нераздельности Их в Едином Божестве.

 

Продолжение следует.

 

24 мая 2016
Яндекс.Метрика
loading