Официальный сайт

ТАЙНА ЦЕРКВИ. КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ ЕВАНГЕЛИЯ

Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймет, что второе имеет отношение к первому, и что духовный опыт Церкви –  это не только

сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая из вечного к нему самому, – значит совершилось чудо. Христос тихо постучался еще в одну душу, – говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя.

О Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении. О Его Воскресении из мертвых и Вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую книгу. Хотя время написания Евангелий с безусловной точностью не может быть определено, несомненно то, что все они были написаны во второй половине I века.

Это ясно из того, что целый ряд писателей II века делают множество ссылок на них и приводят из них дословные выдержки. Так, священномученик Игнатий Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107 году по Р.Х., рассуждает о Евангелии и цитирует его.

В послании апостола Варнавы, написанном около 76 года, мы находим цитаты из Евангелий от Матфея и от Луки. Следовательно, уже это одно говорит о том, что Евангелия эти были написаны ранее.

Ученые считают, что раньше всех было создано Евангелие от Матфея – не позже 50 – 60 годов по Р. Х. Его составитель, согласно древнему церковному преданию – апостол Матфей, один из двенадцати апостолов. Он принадлежал к руководителям древнейшей – Иерусалимской Церкви, во главе которой стоял Иаков, брат Господень.

В Иерусалимской Церкви было закреплено основное евангельское предание, которое легло в основание четырех канонических Евангелий. Евангелист Матфей составлял Евангелие в основном для обращенных ко Христу иудеев. Оно использовало множество знакомых иудеям понятий.

В области нравственного учения евангелист выделяет образы христианского благочестия – Нагорная проповедь. Именно нравственный момент особо выделен Матфеем в проповеди Христа. Матфей, решительнее, чем другие евангелисты, отталкивается от иудейства, обличая иудейских вождей.

Евангелист Матфей последовательно излагает Христово благовестие, соединяя отдельные поучения Христа в большие связные речи. Нравственное же учение первого Евангелия сосредоточено вокруг темы Царства Небесного, а также вокруг представления о Церкви как духовном Израиле.

Второе Евангелие – Евангелие от Марка (кратчайшее из четырех) – было предположительно составлено в 67 – 68 годах. Многие древние писатели считали, что оно было написано в Риме: его греческий язык пестрит латинскими словами.

Евангелие отличается необычайной живостью, красочностью. Это позволяет исследователям считать, что за повествованием стоит свидетельство очевидца. Евангелист Марк был  учеником апостола Петра. Возможно, он сам был свидетелем Страстей Христовых. Ученые считают, что второе Евангелие – это запись Римской проповеди апостола Петра, сделанная апостолом Марком. О Евангелии от Марка говорят поэтому еще как о Евангелии Петровом. Главным содержанием Евангелия являются чудеса Христа.

В нравственном учении акцент сделан на вере. Через все Евангелие проходит контраст Бога и мира. В страдании Христа этот контраст достигает предельной остроты. Даже в самом распятии Христа является Его Божественное достоинство. Победа Иисуса над миром запечатлевается в Его Воскресении.

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

 

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДРЕВО ЖИЗНИ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДОБРО И ЗЛО

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ

ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. БОГОЧЕЛОВЕК

ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ

ХРИСТОС ВОСКРЕС ВОИСТИНУ

ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

27 февраля 2020
Яндекс.Метрика
loading