Официальный сайт

СВЯТОЙ, КОТОРОГО НЕ В ЧЕМ БЫЛО ПОГРЕБАТЬ

29 июня мы празднуем память Преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503). Необычный святой даже в среде великих русских святых. Рассуждая о путях развития русской государственности, легко задаться вопросом, отчего в противостоянии Западной и Восточной Руси победил не Вильно или, скажем, Краков, а город на семи холмах – Москва? Отступничество литовской знати от святынь и самого духа Православия, с перспективой утраты имперского характера государственности, было, несомненно, фактом непозволительным. А идеалы, жизненные приоритеты как отдельной личности, так и народа русского обусловили зеркальное действие Божественного Промысла.

Какие же именно черты восточнославянской Православной альтернативы склонили чашу весов истории в сторону Москвы? Ответ на этот вопрос можно найти в житиях тех святых, которые в критический для литовского Православия момент перебрались под опеку Третьего Рима. Ведь именно они как никто другой остро должны были чувствовать духовные нестроения общественной жизни, витавшие в воздухе современной им Литвы. Поэтому определить потаенный нерв святости этих изгнанников и перебежчиков – значит приблизиться к пониманию хода развития истории всего Вселенского Православия XV–XVI веков.

Одним из наиболее известных святых литовцев того времени был преподобный Тихон Луховской, день памяти которого – 29 июня на севере Руси называли Тихоновым днем. Большую часть своей жизни Тихон провел в Вильно, состоя в воинской службе. Учитывая, что время рождения Преподобного обыкновенно относят к первой половине XV века, следует полагать, что заключение Флорентийской унии (1439 г.) пришлось на детские или юношеские годы жизни святого. Тогда как окончательное оформление разделения Русской митрополии на две части (1469 г.) – Западную, подчиненную патриарху-униату, и Восточную – автокефальную – совпало со зрелой порой жизни святого. А значит, трагедия разделения Русской Церкви на две противопоставленные части разворачивалась непосредственно на глазах преподобного.

Преподобный Тихон Луховский, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой отдал все имущество, что имел. Принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лук был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока: Фотий и Герасим.

Преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем.

По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 (29) июня 1503 года. Он умер в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребать его. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году при гробе преподобного Тихона Луховского начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными. Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой. Получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона.

Житие его с описанием многих посмертных чудес было составлено в 1649 году.

Продолжение следует.

 

ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ И МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА

НИКОЛА СВЯТОША

ПСАЛТИРЬ. НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХИ И СПАСЕНИЕ ОТ БЕД

О СМИРЕНИИ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРОРОЧЕСТВА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

ОТ ЮНОСТИ ДО СТАРОСТИ. НЕВЫНОСИМАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ

ЧАСЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ВСЕХ БЕД

ПАМЯТИ ПРОТОДИАКОНА БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ЕЛОХОВЕ О. ЕВГЕНИЯ ТРОФИМОВА

НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ

МОЛИТВА БАТЮШКИ СЕРАФИМА

О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ

БЫТЬ КАК ВСЕ

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. МОЖНО БЫТЬ В ЧИСЛЕ ХРИСТИАН И НЕ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ

НЕБЕСНАЯ КНИГА

30 июня 2020
Яндекс.Метрика
loading