ПСАЛТИРЬ. НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХИ И СПАСЕНИЕ ОТ БЕД
Третий Псалом имеет подзаголовок: Давиду, когда убегал от лица Авессалома, сына своего. Пророк Давид на опыте своего греховного падения научает нас целомудренной жизни. Чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания.
Домашние бедствия – есть следствия грехов, и наказующими грешника Бог определяет именно домашних людей. Хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач – Бог. Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий, говорят Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Августин Блаженный и Григорий Нисский.
– Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози восстают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.
Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов – демонов против нас – указывает Афанасий Великий.
– Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве.
Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх.14. 15), – называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас – это мысленное прошение ума. Гора святая – небо – поясняют Афанасий Великий и Феодорит Кирский.
– Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
Божественное Писание часто бедствия называет ночью. Когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа – говорят Афанасий Великий, Феодорит Кирский, Августин Блаженный и Григорий Нисский.
– Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.
Нападающими на Давида были многие соучастники Авессалома – это смысл исторический. Под ними же подразумеваются и демоны – по смыслу переносному. Множество нечестивых людей и демонов нападали на Христа Господа. Но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые – падоша – это уже смысл высший пророческий, как говорит Евфимий Зигабен.
– Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.
Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от хищных зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. Зубы грешников – это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, через которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения – поясняют Василий Великий, Афанасий Великий и Феодорит Кирский.
– Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать спасения. Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. Людям своим – всем верующим в Него Спаситель даровал благословение Свое – Крест честной. Под благословением должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего – говорят Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский и Тихон Задонский.
Продолжение следует.
НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ
НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПСАЛТИРЬ. О ТЕРПЕНИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕНИИ ПСАЛМОВ
ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
НЕВИДИМОЕ ВЛИЯНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ И МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. МОЛИТВА И ПОКАЯНИЕ
ИЗБАВЛЕНИЕ МОСКВЫ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ