МОЛИТВА БАТЮШКИ СЕРАФИМА

В рассуждении батюшки Серафима Саровского о непрестанной внутренней или умной молитве, ее силе и значении – учение, которое известно стало старцу Серафиму не из книг, а из собственного опыта жизни.
Краткий образчик этой беседы мы находим в наставлении святого Серафима из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.
– Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
В часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешнаго. Или же прибегать собственно к Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородица, спаси нас. Или говорить поздравление Ангельское: Богородице Дево, радуйся!
Таким упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам святого Исаака Сирина, кроме как непрестанной молитвой, мы приблизиться к Богу не можем (69. 142).
Виды молитвы очень хорошо изъяснил святой Симеон Новый Богослов в Слове о трех образах молитвы.
Достоинство же молитвы ясно определил святой Иоанн Златоуст:
– Великое, говорит он, есть оружие молитва. Сокровище неоскудевающее, богатство никогда не иждиваемое, пристанище не бурное, причина тишины и множеству благих дел корень, источник и мать.
В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании. Открывать же очи разве тогда, когда унываешь. Или сон будет отягощать тебя, и склонять к дреме. Тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу.
Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, то должно смириться пред Господом Богом и просить прощения. Говоря: согрешил, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами.
Поэтому всегда должно стараться, чтоб не предаваться рассеянию мыслей. Ибо через это уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию диавола. Как говорит святой Макарий Великий:
– Все супостата нашего старание есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратить (2. 15).
Когда же ум и сердце соединены будут в молитве, и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовной, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.
Обо всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле. Должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния. И стараться, чтобы все служило к Его благоугождению.