ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ И МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА
Во время Великого поста на Литургии мы каждый раз услышим дивную молитву Ефрема Сирина, которая так близка нашему сердцу. В этой молитве выражается сущность всего того, что должна просить душа христианина.
– Господи и Владыко живота моего! Эта молитва создана Преподобным Ефремом Сириным, который принадлежал к числу величайших подвижников своего времени. Поистине о нем можно сказать, что хотя он по телу был человек, но по духу он был как Ангел бесплотный. Он пользовался глубочайшим уважением своих современников и сам являлся учителем, он учил, он обличал пороки, когда замечал их.
Во время голода молитвами своими испрашивал хлеб, насыщал голодных, исцелял различные болезни, являлся защитником христиан пред язычниками. Его писания приносили огромную пользу, так их уважали, что они читались в церкви после Евангелия и Апостола. Постоянно в своих молитвах он просит всех простить друг другу. Он просит бросить пороки, а потом стараться приобретать христианские добродетели. Так как это невозможно сделать без помощи Божией, то якорем благих основных чувств христианина должно быть смирение. Это чувство – смирение, сознание своих слабых сил, в надежде на помощь Божию. В этом-то, говорит Митрополит Трифон (Туркестанов), и отличие христианства от язычества.
Язычники горделиво говорят так: пусть боги дадут нам богатство, здоровье, честь, а добродетели сами собою достигнутся. Это говорит тот, кто не знает своей души, тот, кто никогда не проникал в глубину своего сердца и своих чувств. Он никогда не проникал духом в смысл христианских добродетелей. А христианин проникает в свою душу, рассматривает в ней, как глубоко проник туда грех. Как сплетено зло с добром, как яд греха проник глубоко. И чтобы быть истинным христианином, а не казаться только таковым по виду, как много надо пламенной борьбы. Человек будет казаться наверху чистым, а внутри его есть яд гордости. И вот, в сознании своей слабости, своего бессилия, христианин обращается с пламенною надеждою к Богу, пламенно молится Господу, взывает: О Владыко моей жизни! Если Ты не можешь мне помочь, то я ничего без Тебя не могу сделать: вырежь зло из глубины моей души и всади туда семена добра.
Так молится христианин. И мы, готовясь к величайшему Таинству, будем взывать к Нему с надеждою на Его помощь. Вы приступите к Таинственной трапезе, Таинству Причащения. Для некоторых говенье еще продолжается, но пусть не унывают те, для которых говенье было так кратковременно. Дело не в количестве, а в том, как провели мы это время. Если мы думали с полным сокрушением о своих грехах, с искренним желанием оставить их и отныне начать вести добрую христианскую жизнь, если мы так думали, то и малое сокрушение принесет немалую пользу. Еще так недавно мы вспоминали память преподобной Марии Египетской, как в ней пробудилась совесть и она дала обещание изменить свою жизнь, это произошло в одно мгновение по выходе из Иерусалимского храма. И вот припоминается мне один рассказ.
Был Преподобный Павел Препростый, который и получил это название за свою простоту. Вот однажды братия входила в церковь, и он увидел человека с лицом мрачным, черным лицом, искаженным от страдания. Видел он, как Ангел хранитель шел поодаль и плакал. Очевидно, в душе этого человека накопилось множество грехов. Может быть, идя в церковь, он обдумывал какое-нибудь злое дело.
Но вот окончилась служба, и видит он – лицо его сияет и он выходит уже радостный, и что же оказалось? Оказалось, что это случилось в то время, когда он услышал слова пророка: Покайтесь, очиститесь, омойтесь!
Эти слова пали в его сердце, и он дал слово изменить свою жизнь и был прощен Господом. Да не ослабевает этот пример и в нас.
Дам и некоторое практическое наставление готовящимся к исповеди: вспомните 10 заповедей, заповеди Блаженства, и по ним испытывайте свою душу. Обсудите хорошенько, в чем вы согрешили. У каждого есть свои греховные язвы. Все сообразите, склоните свою гордость и проникнитесь чувством покаяния. Старец Оптинский Амвросий заповедовал всегда перед исповедью припомнить все содеянное в жизни. Начиная с семилетнего возраста, то есть с того времени, когда в человеке пробуждается сознание. А затем советовал настроить свою душу на все высокое и чистое. Советовал читать псалмы, Евангелие, жития святых. И, насколько возможно, менее думать о мире греховном, чтобы сохранить светлое настроение. Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (306 – 372). О СТРАШНОМ СУДЕ И РАЙСКОМ ВЕСЕЛИИ
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ О НРАВАХ ЛЮДЕЙ
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. ТИНА И ГРЯЗЬ НА ДНЕ РОДНИКА
ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОЯ И МАРТИНИАН. КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СОБЛАЗНОВ