Официальный сайт

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН

В Слове, читанном в Московских церквах перед молебствием об охранении от губительной болезни, Святитель Филарет Московский говорил:

– И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион.3. 10). Сии утешительные слова написаны в книге Пророка Ионы, и относятся к жителям великого града Ниневии. Пророк Иона послан был от Бога сказать им, что за грехи их весь город их должен погибнуть. Ниневитяне устрашились суда Божия. Признали свои грехи: обратились к Богу в покаянии, в посте, в молитве. И милосердый Бог принял их покаяние и молитву, и избавил их от погибели, к которой они уже были присуждены.

В этом происшествии открываются истины, которые мы должны сохранить в памяти и употребить в пользу нашей нынешней жизни.

Первая истина та, что великия общественные бедствия не просто действия случая, или некоей совершенно непонятной судьбы. Но они, по сути, действия Провидения Божия, управляемые правосудием и милосердием.

– Востани, говорит Бог Ионе, и иди в Ниневию град великий и проповедай в нем, яко взошел вопль злобы его ко мне. Что значит: Вопль злобы? Значит умножение пороков, неправд и беззаконий, от которого вопиют утесняемые неправдами.

– И тварь повинувшаяся суете неволею, уже не только воздыхает (Рим.8. 20, 22), но, по чрезмерности злоупотреблений, вопиет к Богу о правосудии. Бог видит и малый грех, и слово греховное слышит, и мысль греховная от Него не скрыта: однако до времени Он долго терпит, ожидая исправления грешника.

Но когда к нему «восходит вопль злобы»: Он укрощает ее грозными судами своими, чтобы она не истребила добра. Так вообще бывает попущение общественных бедствий, хотя для особенных случаев есть особенные судьбы Божии.

Так например, в общественных бедствиях, между грешниками, страждут и умирают иногда и праведники, без оскорбления их достоинства, потому что своим терпением они назидают других, и умножают свои венцы, и смертию приобретают вечную жизнь.

Другая, непосредственно за первою следующая, поучительная истина есть та, что бедствия общественные должно встречать покаянием и молитвой. И чем благовременнее, тем лучше. Когда Иона предвещал Ниневитянам погибель: Поверили мужи Hинeвийcкие Богу и заповедали пост. И возвратился каждый от пути своего лукавого, и от неправды сущей в руках их, глаголя: кто весть, может раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своей, и не погибнем.

Не медлили Ниневитяне своим обращением к Богу. Не сказали, что еще неизвестно, сбудется ли пророчество, еще нет признаков угрожающего бедствия: нет никакого необыкновенного движения стихий, ни туч, ни молнии, ни вихря, ни землетрясения, и ни один еще дом в городе не обрушился.

Но поверили мужи Ниневийские, не ожидая начала бед. По одному слову Пророка, признали свою виновность. Поверили угрожающему суду Божию, и поспешили умилостивлять Бога покаянием, постом и молитвою. И благоразумно.

Потому что теперь они еще могли приносить Богу покаяние свободно, а после наступления беды, оно не было бы так свободным, и следственно не было бы так умилостивительным. Теперь они могут молиться умиленным, но не совсем стесненным сердцем. А вот ужасом наступающей уже погибели могло быть подавлено и молитвенное чувство. Такой образ действий Ниневитян оправдан совершенно последствиями.

Третья утешительная истина есть та, что покаяние и молитва есть действительные средства против самых великих угрожающих или уже належащих бедствий.

Уже Бог открыл Пророку, что «взыде вопль злобы» Ниневитян, что грехи их созрели к наказанию. Уже Пророк свидетельство Божие против преступного града: «взыде вопль злобы его ко Мне», обращая в решительное определение, «Ниневия превратится», объявил его Ниневитянам всенародно.

Казалось, что и непреложность суда Божия, и достоинство пророческого слова, которое должно быть ненарушимо, требовали, что бы объявленное определение исполнилось без изменения. Но ничто не воспрепятствовало милосердию и благодати Божией, как только несколько им открыт был путь покаянием и молитвою.

– И раскаялся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотворил. То есть, в раскаянии Ниневитян, которым останавливается зло греха, нашел Он средство остановить наступавшее зло наказания. Как иногда премудрый и милосердый Царь, желая не столько карать преступника действием наказания, сколько исправить страхом наказания, повелевает составить и объявить ему строгое осуждающее определение, но прежде исполнения сего дарует ему прощение: подобным сему образом поступил Бог с Ниневитянами.

Предложенные теперь истины всегда могут быть полезны к руководству нашей жизни. Да сохранит нас Бог от того, чтобы грехи наши умножились до Ниневийскаго вопля на небо. Но, как говорит Пророк, грехопадения кто разумеет (Пс.18. 13)? Мы часто успокаиваем себя мыслью, что грехи наши не очень тяжки: а может быть только прельщаем себя.

Может быть, не так видит их всечистое око Божие, и суд Божий тихими неприметными стопами к нам приближается.

Продолжение следует.

 

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

МЕРТВЫЕ УСЛЫШАТ ГЛАС СЫНА БОЖИЯ И ОЖИВУТ

ПСАЛТИРЬ. О ТЕРПЕНИИ

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ. ТЕЛО ДУХОВНОЕ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

БЛАГОДАТЬ МИРА И ИСТРЕБЛЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦЕВ

КАК ВЕРНУТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ БОГА

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ

МОЛИТВЫ РУССКИМ СВЯТЫМ

МОЛИТВЫ РУССКИМ СВЯТЫМ.ПРОДОЛЖЕНИЕ

МОЛИТВЫ РУССКИМ СВЯТЫМ.ПРОДОЛЖЕНИЕ

НЕБЕСНАЯ КНИГА

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О СОЗИДАНИИ ХРАМА И СИЛЕ ДОБРА

 

 

 

01 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading