Официальный сайт

ПСАЛТИРЬ. О ТЕРПЕНИИ

Великие святые отцы Церкви оставили нам ценнейшие мысли в толковании Псалтири. В  псалме 39 говорится о важнейшем качестве, которое должно быть присуще всем христианам – о терпении. Псалом посвящен этой добродетели и начинается со слов: Терпя, потерпел.

Вместе с двумя предыдущими псалмами, он составляет «золотую триаду терпения». Пророк с благодарным восторгом удивляется Божественному Промыслу, простирающемуся на весь род человеческий и определяет, как надлежит достойно почитать Творца. В названии стоит: В конец, – во Христа, совершителя благ с терпением приобретаемых, говорит Афанасий Великий.

– Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя. Если восстанет на тебя греховная брань – не бойся и не падай духом. Но терпя, потерпи Господа. С плачем излей молитву свою пред благостью Его. И Он услышит тебя, и возведет» тебя от рова страстей – злых помыслов и брения тины – неподобных мечтаний и поставит ноги твои на камне святыни – чистоты. И увидишь пришедшую от Него помощь.

– Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Ис. 58. 9).

Но Он выжидает, чтобы увидеть подвиг твой. Точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Бог взирает на твой подвиг. На твою борьбу смотрят и лики святых Ангелов, и толпа бесов. Долготерпение охраняет от вражды и ненависти, а главное – произрастает вожделенный плод незлобия. Человек незлобивый – подобен Богу. Он есть жилище Святаго Духа, благоуханный фимиам перед Богом. Встречающиеся скорби и озлобления от людей – не могут поколебать страха Божьего в долготерпеливом. Ибо он во всякое время покоряется воле Божией. Нетерпеливый же – подчиняется воле диавола, как говорят Ефрем Сирин и Антоний Великий.

–  И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Новою песнью называет святой Давид Евангельские заповеди. Многие узрят внутренним оком души сокровенную руку Божию и возложат упование на Его Промысел, говорит Афанасий Великий.

– Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Действительно блаженнее всех тот, кому упование – единый Бог, кто не развлекается житейскими суетными попечениями, которые есть неистовство и ложь, поясняет Афанасий Великий.

– Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа.

– О, глубина богатства и премудрости и разума Божия. Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень; или кто советник Ему бысть? – говорит апостол Павел (Рим.11. 33–34). Никто не может постичь помышлений Божиих относительно Его Божественного Промысла о мире и спасении его. Особенно же того, что Бог ради преступного человека станет человеком, говорят Афанасий Великий и Феодорит Кирский.

– Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду. В главизне книжне писано есть о мне: Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего.

По учению апостола Павла – это слова самого Господа нашего Иисуса Христа, выражающие добровольное согласие Его принести Собою единую жертву за грех. Чтобы отменить ветхозаветные кровавые жертвы и учредить единую новую жертву – крестную (Евр.10. 5-12). Жертвы и приношения бессловесных животных не восхотел еси, и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил.

Но еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, т.е. предать Себя самого. Поэтому и снидох с небесе, – говорит Христос, – не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин.6. 38). А этим Он доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Принесем же и мы Господу дары: жертвы и всесожжения не бессловесных животных, которых Христос не хочет, но принесем самих себя. Умертвив в себе всякое пристрастие и собственную волю ради евангельских заповедей Христа. Ибо если не сотворит человек воли Божией и закона Его посреде чрева, т.е. из среды всего сердца и всей души, то и внешне не сможет он удобно исполнять его.

 – Конец же слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни (Ек.12. 13) и мысленно и чувственно, поясняют Григорий Синаит, Иоанн Златоуст, Авва Дорофей и Исихий Иерусалимский.

– Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Великая церковь – это всякая душа, уверовавшая в Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит Афанасий Великий.

– Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа.

Продолжение следует.

 

О ПСАЛТИРИ

ПЕНИЕ ДУХОВНОЕ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕНИИ ПСАЛМОВ

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ПОЧЕМУ МЫ МОЛИМСЯ ЗА УСОПШИХ?

О ГАДАНИЯХ

04 сентября 2019
Яндекс.Метрика
loading