КАК ВЕРНУТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ БОГА
Все мы замечаем, что в наших отношениях с Богом не все благополучно. Нам хочется, чтобы Бог был к нам внимательным и милосердным. Помогал в трудных обстоятельствах. Защищал от несправедливостей и обид.
Очевидно, что с нашей стороны есть некий просчет, который мы часто не замечаем. Даже те, кто приходят в Богоявленский Собор часто не задумываются, почему он так назван.
Сын Божий Иисус Христос явился на земле, чтобы восстановить отношения людей с Богом. Вспомним слова Иоанна Крестителя перед Богоявлением.
– Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!
Разве не удивительно, что первыми словами Спасителя, когда Он выступил на земное поприще, были те же самые слова:
– Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Значит первым условием восстановления должных отношений с Богом должно стать покаяние. Но оказывается, нашего покаяния еще недостаточно.
Когда мы молимся Богородице, то просим:
– Покаяния двери отверзи нам, Благословенная Богородица!
Есть важнейшее предварительное условие принятия Богом нашего покаяния. Вспомним, как учил Спаситель апостолов в молитве говорить:
– И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим.
И потом говорил, что перед тем как идти в храм, мы должны пойти и примириться с теми, кто нас опечалил.
Мы вступили во время Великого поста. Перед началом его, вечером служится особый Чин Прощения. Во время этой службы священнослужители и прихожане Богоявленского Собора, также как и во всех других православных храмах просят друг у друга прощения и прощают все обиды.
Значит условием восстановления расположения Бога должно быть всепрощение. А поскольку в жизни нашей обиды возникают непрестанно, то и чувство всепрощения должно стать постоянным.
Епископ Вениамин (Милов), который был хиротонисан 4 февраля 1955 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием, католикосом-патриархом всей Грузии Мелхиседеком III и митрополитом Николаем (Ерушевичем) в Московском соборе Богоявления Господня, писал о покаянии:
– Войти грешнику в единение с Богом то же, что сокрушенно исповедовать Ему свои грехи с твердым намерением далее угождать Ему одному жизнью по требованию совести и святых заповедей.
В покаянии грешная душа отказывается от своеволия свободы, гордости, недобрых страстных чувств и деяний и всецело предает себя Богу.
Бог содержит в бытии всякого человека. Но внутрь его входит лишь при условии человеческого самопредания Богу.
Кающийся предает себя Богу и от Господа даруется ему приток Божией силы и чрез это способность управлять движениями души и тела.
Для воссоединения грешников с Триединым Богом Бог Отец отдал в жертву Своего Единородного Сына, Который открыл путь нисхождения на кающихся Святого Духа в таинствах Крещения и Покаяния.
У кающегося пред Богом обострена тревога совести. Чувство безвыходности. Личной виновности в грехах. Вера в образ спасения чрез Христа Спасителя и готовность делать одно заповеданное Богом. Такие чувства и готовность человека сила Божия в горниле покаяния претворяет в горячую, непреодолимую, неослабную ревность по Боге и энергию.
Подкрепленный благодатью, человек раскаявшийся старательно не допускает в мысли, чувства и дела оскорбительные Богу. Гонит от себя суетность и страстность и умеряет ревность о житейском.
Твердое решение иметь законом жизни волю Божию образуется у него благодатью на основе сокрушения о грехах.
Сознание силы страстей и боязнь ослабеть и допустить снова промахи в борьбе с собой никогда не оставляют человека несущего покаянный подвиг. У него всегда исторгается из глубины сердца болезненный вопль к Богу:
– Господи, помилуй! Спаситель, помилуй меня! Боже, буди милостив ко мне грешному!
Такое сердечное обращение к Богу поддерживает болезненное сетование души о своей неисправности и служит признаком ее благодатной живости и ревности по Боге.
Совершение всех земных житейских дел с молитвой и мыслью, что Господь зорко смотрит на нас, как если бы кто смотрел нам в глаза, останавливает парение мыслей в уме и удары их в сердце. И прекращает смятение желаний.
С установкой благоговейного сердечного внимания в одном Боге кающаяся душа успокаивается и умиротворяется. Ее перестают мучить стеснения страстей. Она начинает легко молиться Богу с чувством теплой любви к Нему, благодарения, сокрушения и смирения.
Лучи памяти о Боге и чувства у кающегося становятся все теплее и теплее, разгорячаются. Человек весь постепенно просветляется и исполняется явного ощущения силы Божией. Это и есть, по выражению святого Андрея Критского – восход от деяния к видению.
Иногда лучезарная красота души может просиять у человека сквозь телесную оболочку, видимо для окружающих, и он делается в сиянии благодати небесно прекрасным.