Официальный сайт

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)

Преподобный Евфимий Великий, память которого совершается 2 февраля, умер в этот день в монастыре Иерусалима. Святой Евфимий прожил 97 лет, из них 66 в Лавре, которую основал и, которая с тех пор носит его имя. Удивительно, что святому был открыт день его смерти. Почему же ему был явлен, а для нас Господь сокрыл час смертный?

Преподобный и богоносный отец наш Евфимий родился на территории Армении в городе Милитене, близь Евфрата.

Когда после смерти отца, мать отдала его на воспитание дяде пресвитеру, тот представил отрока епископу. Епископ полюбил Евфимия за доброе поведение и сделал чтецом в церкви, а затем и пресвитером, и поручил управление монастырями в городе. Но святому Евфимию хотелось уединения, и он в 30 лет тайно удалился из города и спустя некоторое время, близ Мертвого моря, основал лавру. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим – Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития.

Лавра его сначала была бедной. Но Преподобный крепко надеялся на Бога, и Бог посылал все необходимое для нее. Особо ценил он в монахах послушание. Один инок отказался от послушания, которое назначено было ему. Вдруг он упал на землю без чувств. Тогда, по просьбе братии, святой Евфимий исцелил его и сказал: Послушание – великая добродетель. Господь любит ее больше жертвы. Святой Евфимий сотворил множество чудес, многим предсказал будущее.

Множество язычников обратил он ко Христу и многих из неправоверующих утвердил в истинной вере, боролся за православное вероучение – потому и получил название Великого. В год своей смерти Преподобный Евфимий не пошел, вопреки обыкновению, в пустыню на время Четыредесятницы и сказал братии: Я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас. И точно в это время 2  февраля последовала блаженная его кончина в 473 году, будучи 97 лет. Мощи Преподобного Евфимия почивали в его Лавре.

Почему Господь открыл Преподобному за неделю день и час его смерти. Только редкие и великие угодники Божии удостаиваются знать час своей смерти. Прочим это не дано. Спрашивается: для чего Господь скрывает от всех почти людей час смертный?

Господь утаил от нас час смерти, во-первых, для того, чтобы мы постоянно следили за самими собой, были всегда внимательны к своим поступкам, словам и помышлениям. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25. 13).

Во-вторых, Господь не сказал нам, сколь долог век наш, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день доброделания и самоисправления. Станет ли человек постоянно напрягать свои силы к побеждению зла, займется ли безотлагательно исправлением себя, если будет знать, что конец жизни его еще далеко, что он еще не умрет скоро? Не родится ли у него тогда такая мысль: успею еще запастись добрыми делами, успею еще посвятить себя подвигам исправления, когда буду приближаться к смерти, но до тех пор пока поживу в свое удовольствие.

Если человек все будет откладывать, можно ли поручиться, что он под конец жизни исправится, успеет украсить себя добродетелями? Премудрый Соломон свидетельствует иное: Когда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему бесчестие и поношение (Притч.18. 3). Кости нечестивого наполнились грехов юности его и с ним на персти уснут, говорит праведный Иов (20. 11). Премудрый Сирах не советует отлагать со день обращения к Богу, говоря: Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (Сир.5. 9).

Оттого-то премудрый Соломон не велит отлагать делание добра до завтра, говоря: Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день (Притч.3. 28). Таким образом, мы должны заботиться о своем спасении неустанно, ежечасно, не отлагая этого великого дела самоисправления на далекое время, потому что мы не знаем, в который час и день Сын человеческий приидет.

В-третьих, время кончины нашей не объявлено нам для того, чтобы свобода наша навсегда пребыла неприкосновенной, И чтобы не была отнята ценность у нашей добродетели.

Если бы нам открыто было, что мы чрез неделю или месяц непременно должны расстаться с этим светом, тогда конечно мы поспешили бы приготовить себя к смерти, посвятили бы весь остаток дней своих на творение добрых дел. Но такое приготовление разве не будет принужденным? Такое добро разве не будет плодом страха рабского? Бог же любит только добровольных даятелей. Боящийся не совершен в любви, говорит возлюбленный Христов апостол Иоанн Богослов, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1Ин.4 18).

Таким образом, без благого произволения духа нашего, приготовление наше не заслуживало бы особой цены. Добродетель не была бы высока. Сокрыл Господь от нас час смерти и суда будущего в непроницаемой тьме неизвестности, и доброе наше дело остается делом свободы, произведением чистой любви нашей к добру и источнику добра. Такое дело становится в глазах правды Божией достойным полной награды.

 – Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его, говорит Вседержитель (Откр.16.15). Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф.44. 46-47).

 

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ЗА ДУШОЙ

ТАЙНЫ ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (390-391). О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА

МАСКА И ДУШ А

БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ

ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ И МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. БЛИЗКО ЕСТЬ, ПРИ ДВЕРЕХ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН

КОНЧИНА МИРА

КОНЧИНА МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

02 февраля 2020
Яндекс.Метрика
loading