ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (300-391). О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА
Ближайшим учеником Антония Великого был Макарий Великий (память его 1 февраля), также египетский подвижник IV века. Его дух, подобно светильнику, зажегся от духа учителя.
Главной христианской добродетелью, в которой старался преуспеть Макарий, была добродетель смирения.
Еще в самом начале своего подвига он претерпел напрасное, несправедливое обвинение. Для этого потребовалось все его самоотвержение и преданность Богу. Зато в полной мере святой Макарий почувствовал тогда спасительную силу смирения.
Главное, о чем он учил – это об освящении души человека благодатью Святого Духа. Макарий обладал живым опытом святости.
Приводим здесь интересную по своему содержанию историю из древнего Патерика. Она свидетельствует о благодатной способности Макария к общению с невидимым миром.
Другая выдержка из Патерика – это нравственный совет святого, основанный на его подвижническом опыте.
Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, то череп издал голос.
Старец сказал ему:
– Кто ты?
Череп отвечал:
– Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение.
Старец спросил:
– В чем состоит это утешение?
Череп отвечал:
– Сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видел лицо ближнего своего. Когда же ты молишься, мы начинаем видеть друг-друга немного.
Тогда старец, обливаясь слезами, сказал:
– Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке.
К этому старец присовокупил:
– Есть ли мука, более тяжкая этой?
Череп отвечал:
– Ниже нас мучения больше.
Старец сказал:
– Кто в них?
– Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие. Но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполнили воли Его, находятся ниже нас.
После этой беседы старец предал череп земле.
Авва Макарий сказал:
– Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя. И тогда, когда претерпеваем оскорбления.
Великий византийский иконописец Феофан Грек, который жил и творил на Руси в XIV веке в новгородской росписи храма Спаса Преображения изобразил Макария Великого всего исполненным божественным благодатным светом. Даже сквозь ладони его сияют потоки света.
Антоний Великий, учитель Макария, считал, что бесполезно проповедовать истину неверующему.
А вот Макарий Великий сумел не просто неверующего, но языческого жреца обратить к вере в Бога.
Современный старец архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры рассказывает про него:
– Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно.
Увидев его, этот инок закричал:
– Демон, куда спешишь? Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием.
Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал:
– Здравствуй, трудолюбец! Здравствуй!
Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его:
– За что ты меня так тепло приветствуешь?
Преподобный говорит:
– Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя.
И тогда жрец сказал:
– От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его.
И говорит преподобному:
– Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом. Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь. Братия, увидев, что преподобный Макарий идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство.
Вот по этому поводу некто из преподобных говорит:
– Слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.