Официальный сайт

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (300-391). О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА

Ближайшим учеником Антония Великого был Макарий Великий (память его 1 февраля), также египетский подвижник IV века. Его дух, подобно светильнику, зажегся от духа учителя.

Главной христианской добродетелью, в которой старался преуспеть Макарий, была добродетель смирения.

Еще в самом начале своего подвига он претерпел напрасное, несправедливое обвинение. Для этого потребовалось все его самоотвержение и преданность Богу. Зато в полной мере святой Макарий почувствовал тогда спасительную силу смирения.

makarij_2

Главное, о чем он учил – это об освящении души человека благодатью Святого Духа. Макарий обладал живым опытом святости.

Приводим здесь интересную по своему содержанию историю из древнего Патерика. Она свидетельствует о благодатной способности Макария к общению с невидимым миром.

Другая выдержка из Патерика – это нравственный совет святого, основанный на его подвижническом опыте.

Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, то череп издал голос.

cherep

Старец сказал ему:

– Кто ты?

Череп отвечал:

– Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение.

Старец спросил:

– В чем состоит это утешение?

Череп отвечал:

– Сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видел лицо ближнего своего. Когда же ты молишься, мы начинаем видеть друг-друга немного.

Тогда старец, обливаясь слезами, сказал:

– Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке.

К этому старец присовокупил:

– Есть ли мука, более тяжкая этой?

Череп отвечал:

– Ниже нас мучения больше.

Старец сказал:

– Кто в них?

– Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие. Но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполнили воли Его, находятся ниже нас.

После этой беседы старец предал череп земле.

makarij_3a

Авва Макарий сказал:

– Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя. И тогда, когда претерпеваем оскорбления.

Великий византийский иконописец Феофан Грек, который жил и творил на Руси в XIV веке в новгородской росписи храма Спаса Преображения изобразил Макария Великого всего исполненным божественным благодатным светом. Даже сквозь ладони его сияют потоки света.

Антоний Великий, учитель Макария, считал, что бесполезно проповедовать истину неверующему.

А вот Макарий Великий сумел не просто неверующего, но языческого жреца обратить  к вере в Бога.

arhimandrit_kirill

Современный старец архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры рассказывает про него:

– Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно.

Увидев его, этот инок закричал:

– Демон, куда спешишь? Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием.

Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал:

– Здравствуй, трудолюбец! Здравствуй!

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его:

– За что ты меня так тепло приветствуешь?

Преподобный говорит:

– Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя.

И тогда жрец сказал:

– От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его.

И говорит преподобному:

– Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом. Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь. Братия, увидев, что преподобный Макарий идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство.

Вот по этому поводу некто из преподобных говорит:

– Слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым.

01 февраля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading