БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ
Лучший учитель нравственности тот, который сам первый осуществляет в своей жизни, чему учит и к чему склоняет других. Таков был египетский отшельник и подвижник Макарий Великий. Чтобы знать, как относиться человеку к Богу, как настраивать и вести себя, следует обратить внимание на поступки Преподобного Макария и затем по мере возможности подражать ему. Об этом подвижнике известно, что интересы его были сосредоточены на небе, а не на земле. Его душа всегда без перерыва парила в горних странах, пребывала в состоянии религиозного восхищения. Большую часть времени своей жизни проводить с Богом, заниматься небесными, а не земными делами – вот то, к чему он стремился и о чем заботился.
Когда душа человеческая выйдет из тела, говорил он, тогда совершится при этом великое некое таинство. Ибо если повинна душа во грехах, то приходят толпы демонов и недобрые ангелы, и темные силы хватают душу и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться тому, потому что если душа в этой жизни, находясь в веке этом, им подчинялась и повиновалась и была их рабой, то тем более удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой, то должен представлять себе, что при святых рабах Божьих еще ныне пребывают Ангелы. И святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом приводят их к Господу.
Истинная смерть внутри – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек. Поэтому если кто перешел от смерти к жизни сокровенной, то он истинно во веки живет и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на время, то снова будут воскрешены во славе, потому что освящены. Поэтому смерть христиан называем сном и успением. Как купец, возвращаясь издали, во много крат увеличив свое достояние, посылает к домашним, чтобы приобрели ему дома, сады и необходимые одежды. Когда же приходит на родину, приносит с собой великое богатство, с великой радостью принимают его домашние и родные, так бывает и в духовном.
Если святые выкупают себе небесное богатство, то узнают о том сограждане, то есть духи святых Ангелов. И дивятся, говоря: великое приобрели богатство братья наши, которые на земле. Такие при отшествии, имея с собою Господа, с великой радостью восходят к горним. И сущие с Господом принимают их, приготовив для них там обители, сады, всесветлые и многоценные одежды.
Если человек, находясь еще во брани, когда в душе его действенны и грех и благодать, преставится из мира сего, то поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое место. Тебе, если постигают тебя скорбь, или брань, должно только воспротивиться и возненавидеть. Ибо чтобы наступила брань, не твое это дело, а ненавидеть – твое дело.
И тогда Господь, видя ум твой, потому что подвизаешься и любишь Господа от всей души, в единый час удаляет смерть от души твоей – это нетрудно Ему. И приемлет тебя в лоно Свое и во свет. В единое мгновение времени исхищает тебя из челюстей тьмы и немедленно преставляет в царство Свое. Богу легко все совершить в одно мгновение, только ты имел бы любовь к Нему. Бог требует от человека его делания, потому что душа удостоена быть в общении с Божеством. А если подъявший на себя оружие Христово, вместо того чтобы сражаться мужественно, расслабится, то скоро предается он врагам. И, по разрешении с телом, из тьмы, содержащей его ныне, пойдет в другую более страшную тьму и погибель.
Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит жена для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала, и тотчас друзья и родные с веселым лицом берут младенца в объятия. То же применим и к духовному. Принявшие в себя семя Божества имеют его в себе невидимо. И по причине живущего в них греха, таят в местах темных и страшных. Посему, если оградят себя и соблюдут семя, то в надлежащее время породят оное явно. И наконец по разрешении их с телом Ангелы и все горние лики с веселыми лицами примут их.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (390-391).О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА