Официальный сайт

ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ. ТОЛКОВАНИЕ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО

Послушайте же со вниманием, говорит Святитель Кирилл Туровский, мы по порядку речь нашу скажем, а вы со вниманием следите. Хотя беспорядочный ум у меня и язык грубоват, но, надеясь на ваши молитвы, прошу дара слова. Хотя и недостоин я об этом говорить, но для пользы слушающих напишу. Если же кто с пристрастием слушает, тот не ищет, что бы на пользу ему отыскать, но обдумывает, в чем бы нас обвинить и за что укорить.

После того, как они сидели некоторое время, сказал слепец хромцу: Что это за благоухание из ворот виноградника овевает меня? Отвечал хромец: Много доброго внутри виноградника есть у господина нашего, а на вкус – несказанно приятного.

Но так как господин наш мудр, посадил тебя здесь слепого и меня хромого, и не можем никак насытиться добрыми плодами. Отвечал слепец, говоря: Что же ты давно не сказал мне этого, мы бы так не терпели, но это, данное нам во владенье, давно бы забрали! Хоть я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и груз.

Понимай – что грех есть духовный груз. Потому и пророк говорит: Бремя тяжкое отяготило меня. И сказал слепец: Бери корзину и садись на меня. Я тебя понесу, ты же указывай путь, и все добро господина нашего мы обберем. Не думаю я, что придет сюда наш господин.

Вот представления не Бога ищущих, но о мирских чинах и о теле только пекущихся, не жаждущих воздать ответ за дела свои, но как будто суетный пар свою душу на ветер пускающих! Потому говорит Исайя: Зависть воспримут люди неученые. Завидуем мы, грешные, чести и славе праведных вместо того, чтобы подражать их делам. Если же, добавил слепец, придет сюда наш господин, укроется от него наше дело. Коли он меня спросит о покраже, я скажу: Ты знаешь, господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: Хром я и не могу войти внутрь, – и так перехитрим мы нашего господина и сами получим плату за свою работу. И сел хромец на слепца, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все бывшее там добро господина своего.

Однако не негодуйте, братья, на мое невежество, из-за которого и повесть моя недостойный вид принимает. Ибо как и по ногам повязанной птице невозможно в воздушную взмыть высоту, так и мне, в телесных погрязшему желаньях, нельзя о духовном беседовать: не достигнут цели слова грешника, лишенные благодати Святого Духа. Все же к прежде сказанному вернемся, разъясняя сей притчи смысл.

Толкование. Сидели они, как сказано, долгое время. Что это – долгое время? Презрение к Божьей заповеди и о теле забота. Безразличие же к своей душе. Ибо никто, страх Божий имея, плотским не прельстится. Никто из искренне верующих незаконно не пытается получить сана священного. Никто, ожидая смерти и после смерти опять воскресенья.

Другие же в злых погрязают делах. И снова то же скажу поучения ради. Сказал слепец хромцу: Что это за благоухание из ворот овевает меня? Вот раздувание Адамова высокоумия, который, владея всем земным, животными, морем и в нем находящейся тварью, в эдеме насыщаясь благости, до повеления Бога на святое дерзнув, из эдема прошел в рай. Потому Писание говорит: Изгнал Бог Адама из рая и осудил его обрабатывать землю, из которой и взят был. Вдумайся: не там было повелено ему жить, оттуда его изгнал. Но так же вошел, как и этот церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрег Божьим заветом. Но ради высокого сана и славы земной взошел на епископский стол.

Сравнение. За то Адама смертью осудил, что тот прикоснулся древа познания добра и зла. Древо же познания добра и зла – это познанный грех и добровольное действие в угождение Богу. Ибо пишется: Горе сознательно согрешающим! Этим погубляет дуновение животворного Духа, который вдохнул в него Бог, что есть несвершенная благость освящения. Ибо пишется: И вдунул в него животворный дух. Так же и Христос, дунув на лица апостолам: Примите, сказал, Духа Святого, – несовершенную благодать, всего лишь залог посвящения. Ибо ждать повелел им самого Святого Духа: Который, прийдя, – сказал, – до конца освятит вас.

Так и святители освящают иподьяконов, чтецов и дьяконов – несвершенный дар, но залог посвящения. Чтобы могли себя приготовить на окончательное святительство. Ничто так не любо Богу, как не возноситься в чинах. И ничто столь не омерзительно ему, как высокомерная заносчивая хвастливость в захвате сана не по-Божьи. Посмотри на того же слепца с хромцом, как пренебрегли господина своего приказом и запрещеньем.

– Взяв же хромца и груз, понес. И, зайдя внутрь, приблизился к древу, вкусил плод, а он весьма хорош, и так обокрали то, что велено было стеречь им. Сопоставление. От того древа вкусил Каин, не будучи посвящен, на святительский посягнул сан, позавидовав священному Авелю, которого по зависти и убил.

Того древа вкусили сыновья Корея, бывшие с Дафаном и Авироном. Взяв же кадильницы, пошли в скинию, будучи непосвященными – и поглотила их земля. Того же древа вкусил жрец Илий, который, зная, что его сыновья нарушили закон иереев, не отлучил их от священного сана. Того древа вкусили еретики, которые в обмане, будто зная духовный путь, заблуждались и, не раскаявшись, погибли. Но это все сокращая, к прежнему возвратимся рассказу.

Продолжение следует.

 

СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ. ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ

ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ХВАЛА ДЕТЕЙ И НЕНАВИСТЬ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. БЕГИТЕ ИЗ ВАВИЛОНА

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ОТКУДА НА ЗЕМЛЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ

КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИЕЗУИТЫ

ИЕЗУИТЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ

РЕФОРМАТОРЫ ПРАВОСЛАВИЯ

ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

ФЕОДОСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ О ВЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ

 

13 мая 2019
Яндекс.Метрика
loading