КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Окончательное отпадение западной Церкви от православного Востока совершилось в середине XI века. В это время открылось еще одно отступление от Православия на Западе – употребление при совершении литургии вместо квасного хлеба опресноков.
Константинопольский патриарх Михаил Керуларий обличил это нововведение. Началась полемика между Константинополем и Римом, которая закончилась тем, что легаты папы Льва IX написали акт по отлучению на патриарха и всю восточную Церковь и во время богослужения положили его на престол Софийского храма.
Народ пришел в такой гнев, что едва не растерзал легатов. Патриарх Михаил Керуларий созвал в Константинополе собор, на котором легаты были преданы отлучению от Церкви. Папу перестали поминать за богослужением во всех восточных Церквах.
Одно из самых важных и загадочных явлений в западном христианстве – католические монашеские ордены. Большинство из них возникло в Средние века, но сохраняют свою силу и влияние на весь мир до наших дней.
В папском ежегодном справочнике «Аннуарио Понтифико» только перечень орденов – от августинцев-отшельников до миссионеров «Святого Семейства» – занимает несколько страниц.
В настоящее время на земле насчитывается около 500 тысяч монахов и около 1 миллиона монахинь католического мира.
Монахи различных орденов живут не только за стенами монастырей, где они обучаются собранности и терпению: монахов можно встретить на всех путях и во всех странах.
Часто монахи первыми из европейцев проникали в недоступные для чужестранцев государства. Одетые в белые, черные или коричневые одежды, бородатые или бритые. Обутые во францисканские сандалии или в иезуитские ботинки, вооруженные четками или крестом, они вовсе не чувствуют себя потерянными в наш индустриальный и далекий от благочестия век.
Они хорошо обучены и могут приспособиться к любым условиям жизни. Они чувствуют себя как рыбы в воде и на светском рауте, и в хижине африканских пигмеев.
Они переносятся из одной части света в другую на самолетах и кораблях, плывут по рекам на лодках и передвигаются по горным тропам на мулах. С развевающимся на ветру капюшоном или мантией.
Они ткут вокруг земли крепкую и частую сеть монастырей, школ, госпиталей, религиозных и светских организаций. Эта сеть, порванные звенья которой неустанно связываются вновь изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие, имеет один центр – в Ватикане.
Именно монашеские ордены делают католическую Церковь самой значительной в политическом отношении духовной властью всех времен.
Как ни странно, но даже в век расцвета материализма – с 1850-х по 1900-е годы в католичестве возникло множество больших орденов: Африканские миссии, Священники Святого Причастия, Салезианцы святого Иоанна Боско, Белые Отцы, Священники Святого Сердца, Опус Деи и другие.
Век атеистического науковерия оказался и веком возрождения монашества.
Почему же так произошло? Каким образом воинствующий материализм привел к почти полному уничтожению православных монастырей и оказал стимулирующее воздействие на католические ордены? Может быть, дело здесь не только в идеальной приспособленности католических монахов к любым условиям окружающей действительности, но и в самой сути католичества, которое, прикрываясь духовными целями, ставит перед собой вполне мирские задачи.
Сегодня папская власть открыто стремится к владычеству над миром.
Из книги «Камо грядеши Вавилон? «Тайное Знание» в свете Православия». Продолжение следует.