КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ
В католицизме было немало церковных деятелей, которые активно влияли на мировую политику. Вспомним кардинала Ришелье, сумевшего при короле Людовике XIII определять не только внутреннюю, но и внешнюю политику Франции.
Этот образ нашел яркое художественное отражение в романе Александра Дюма «Три мушкетера». Участие в государственном управлении и влиянии на мировую историю – одно из свойств католицизма.
С первых веков христианства римские папы – епископы римской Церкви – претендовали на первенство в христианской Церкви. Этому естественно способствовало обаяние Рима – Вечного города.
Кроме того, папы стремились придать Риму значение церковное – как городу, получившему христианство из рук первоверховных апостолов Петра и Павла. Папы утверждали, что апостол Петр – глава апостолов и князь церкви. По кончине же апостола Петра главенство над Церковью перешло к папам, которые стали ощущать себя наместниками Христа на земле.
Возвышению пап способствовало и их участие в некоторых исторических событиях. Так, к папам обращались за советом и помощью во время иконоборческого движения, захватившего Восток. Папы вели борьбу с арианством, поднявшим голову среди народов Западной Европы и Северной Африки.
Благодаря христианизации западноевропейских территорий сильно выросли и территории римского патриархата. Вообще римская Церковь постоянно стремилась к самостоятельности от Константинополя.
Значительный шаг в эту сторону был сделан в IX веке, когда папа Лев III короновал Карла Великого. С этого времени западные императоры получали порфиру и венец в Риме из рук папы. Папа же в их лице обрел для себя надежную земную опору.
В течение веков Римом было введено множество нововведений в церковную жизнь. Так, для священников, вопреки правилу I Вселенского Собора, было установлено безбрачие. Это было сделано, чтобы имущество и земли, принадлежавшие священникам, не переходили их наследникам, а оставались во владении церкви.
Вопреки древним церковным обычаям в посты стали употреблять молочную пищу и яйца. В субботу был установлен пост. А самым важным отступлением Римской Церкви от древних канонов было прибавление к Символу веры в восьмом члене лишнего слова Filioque (“и Сына”), чему соответствовало новое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Властолюбие римских пап и их отступления от Православия были причинами отпадения западной Церкви от Православной Вселенской Церкви. Как можно видеть, оно подготавливалось задолго до того, как произошел окончательный разрыв Церквей в 1154 году. И совершалось в несколько этапов.
Начало отпадения западной Церкви от Церкви Православной Вселенской относится ко второй половине IX веке. В это время в Константинополе был неправедно низведен со своего престола патриарх Игнатий. Когда это уже случилось, тогда с соблюдением установленных правил патриарший сан получил Фотий, один из высших сановников государства, отличавшийся необыкновенными дарованиями и редкой богословской ученостью.
Жители Константинополя разделились на приверженцев Игнатия и Фотия. Тогда ради решения спора был в Константинополе созван собор, на который пригласили и римского папу.
Властолюбивый папа Николай I на собор не поехал и послал вместо себя легатов. Собор отдал предпочтение Фотию, и легаты папы согласились с решением собора. Но папа Николай I осудил за это своих легатов и отверг определение собора. Тем самым свою власть он поставил выше соборного решения.
Одновременно произошли между римской и константинопольской кафедрами споры из-за болгарской Церкви. Болгары были обращены в христианскую веру греческими проповедниками.
Но позже болгарский царь Борис, поссорившись с константинопольским императором, призвал латинских проповедников. Римские священники стали отменять в Болгарии обычаи греческой Церкви и вводить свои. Тогда в 867году патриарх Фотий обличил притязания папы и указал на допущенные в западной Церкви отступления от Православия.
В Константинополе был созван собор, осудивший политику пап. Но и это осуждение еще не прервало союза восточной и западной Церквей.
Из книги «Камо грядеши Вавилон? «Тайное Знание» в свете Православия». Продолжение следует.