ФЕОДОСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ О ВЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ
Преподобный Феодосий, игумен Печерский, стал основателем монастырского монашества на Руси.
О том, как он пришел к Антонию Печерскому и стал его помощником можно прочитать на сайте в предыдущей статье о святом Антонии.
Преподобный Феодосий утвердил совершенное иноческое житие, насажденное на Руси преподобным Антонием. Он переселил иноков из пещер в монастырь, ввел чин святого Студийского монастыря и упрочил Печерскую Лавру неисповедимыми подвигами и чудесами.
Есть и еще одно важное для нас сегодня великое дело святого Феодосия. Он оставил Князю Изяславу, а в его лице и всем правителям Руси Завещание, в котором говорит об отношении к католицизму.
В первой половине XI века западная церковь окончательно отпала от Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только в вере своей, но и в своих народных чувствах. Достаточно прочитать грамоту отлучения, составленную кардиналом Гумбертом в Константинополе, в которой православным грекам приписываются все когда-либо бывшие ереси.
Тогда же и в самых писаниях той и другой стороны стали высказываться резкие отзывы о противной стороне. Такого именно настроения известное у нас послание Преподобного Феодосия († 1074) к великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской.
Оно замечательно, тем более что представляет собой самый первый опыт обличения, написанный собственно русским автором.
Послание это сохранилось во многих списках, и везде указано авторство знаменитого игумена Печерского. Сомневаться в его подлинности нет оснований.
Повод к написанию послания подал сам великий князь Изяслав, как видно из начала некоторых списков: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена Печерского Феодосия о латине. И рече Изяслав: скажи ми, отче, веру варяжскую»; или: «Воспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию». Что же побудило великого князя Изяслава спрашивать знаменитого игумена о вере варяжской?
В 1068 году великий князь Изяслав, выгнанный народом из Киева, бежал в Польшу. Король польский Болеслав II приняв Изяслава со всеми знаками искреннего дружелюбия как несчастного государя и близкого родственника, охотно согласился помогать ему.
Весной 1069 года Изяслав вместе с польским королем Болеславом явился в русских пределах. С помощью поляков он опять сел на своем престоле. Поляков распустили на покорм по волостям, где они, как победители и католики, мало уважали веру побежденных, и грабили и убивали. Жители начали тайно оказывать им сопротивление.
На это указывают слова послания Феодосия:
– Исполнилась наша земля злой латинской веры. Если увидишь неких иноверных с верными борющихся, и обманом желающих отвести их от Православной веры, то помоги Правоверным. Если им поможешь, то, как ягненка избавишь от зубов льва.
Болеслав возвратился в Польшу.
Недолго сидел на своем престоле Изяслав; в 1073 году, поссорившись с братом своим, Святославом Черниговским, он задумал снова бежать в Польшу и искать помощи у католиков. В этот момент совесть не могла не беспокоить набожного князя недоумениями о вере тех, с которыми хотел он снова вступить в общение; уважение же, какое имел князь к Преподобному Феодосию, могло заставить его искать разрешения сомнениям у великого игумена.
Послание Преподобного Феодосия можно разделить на две части: в первой он исчисляет князю разные отступления католиков от Православной веры и их недобрые обычаи; а во второй предлагает правила, как должен вести себя князь по отношению к латинской вере и ее последователям.
Кроме этих общих наставлений, Преподобный Феодосий, обращаясь собственно к великому князю Изяславу, заповедует:
– Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно хвали.
В этом послании ясно высказана мысль, что в варяжской или латинской вере нельзя спастись и что не следует иметь общение с латинянами в делах, касающихся веры. Так учил Преподобный Феодосий, а он был лицом, пред которым благоговела вся Россия!
То же учение о латинской церкви было и у всех иноков Киево-Печерского монастыря, в котором Преподобный Феодосий был игуменом в продолжение двенадцати лет. А из этой обители вышли лучшие люди того времени, которые рассеялись в качестве проповедников Христианства язычникам, основателей монастырей и в сане епископов, распространяя то учение, которому научились в обители.
Тон послания, совершенно согласный с духом того времени и с ревностью Феодосия, горевшего пламенным желанием вразумить и обратить заблудших к Православной вере, не только не может служить признаком не подлинности послания, напротив, скорее ручается за его подлинность.
Вот самое послание по сборнику Паисиевскому Кирилло-Белоезерской библиотеки:
– Господи, благослови! Я, Федосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и правоверной вере рожденный и воспитанный добре в законе правоверным отцом и матерью христианкою, учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латинской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от собрания их бегать, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться, и блюсти своих дочерей – не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать их; и из одной посуды не есть, и не пить с ними, и не брать у них пищи.
Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут.
А за грехи не у Бога просят прощения, но прощают попы их за мзду. Попы же их законным браком не женятся законной женитьбой, но со служанками детей приживают и служат при этом невозбранно. И епископы их наложниц держат и на войну ходят. И на опресноке служат.
Икон не целуют, ни мощей святых. А крест целуют: простершись, чертят его на земле и потом, встав, попирают ногами. Мертвеца же кладут на запад ногами, а руки его вдоль тела полагают, а не складывают на груди.
Два брата у них, женясь, берут двух сестер. А крестят в одно погружение, а мы – в три. Мы, крестясь, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот.
Младенцев именами святых не нарекают, но как прозовут родители, в то имя и крестят.
Еще же называют Духа Святого исходящим от Отца и от Сына. И много еще другого, что плохо у них, неправо и развращенно; погибели полны и вера их. И иудеи того не творят, что они делают. Многие и в Савелианскую ересь уклоняются.
Сказал мне отец:
– Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой Православной веры.
Сей верою живя – грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться.
А сущему в иной вере, в латинской ли, в армянской – тому не увидеть вечной жизни и со святыми части не получить.
Не подобает же, чадо, хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою, и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси.
Ты же чадо, остерегайся их, не свыкайся с ними, но бегай от них, и свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами.
Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он иудей или мусульманин, или еретик, католик или язычник, – всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния.
Бог ведь и Сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния.
А мы, живущие в Правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Иисусом Христом.
Сказал мне отец:
– Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, – сказал он, – умерли за веру, а теперь живут во Христе.
И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных.
Если поможешь им, то, как овец, избавишь их от уст львов. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере.
И если скажет тебе спорящий с тобой:
– Бог дал и ту, и другую веру, – ты ему, чадо, скажи: Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание:
– Един Бог, едина вера, едино Крещение. И Господь сказал: Так надлежит нам исполнить всю волю, и только когда Он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь.
Ты, столько лет по апостольской проповеди державший Православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего:
– Если и Ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят. Вы же, отринувши апостольские заповеди и предание Святых Отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели.
Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения. Ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей. Ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу Телом живым, видя самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и Он снова приидет судити живым и мертвым.
Мертвые вы, о латиняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так и написано:
– Воздается каждому по делам его, о Христе Иисусе, о Господе нашем. Ему же слава. Аминь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.