Официальный сайт

СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ. ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ

11 мая мы празднуем память великого святого XII века, которому было мало равных на Руси по образованности и литературному таланту. Обычно русскую литературу начинают с А.С. Пушкина. Но уже за 500 лет до него жил в Туровском княжестве, ныне на территории Белоруссии, епископ Кирилл. Духовность и литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено как современниками, так и потомками. Его поучения входят в состав многих сборников наряду с сочинениями великих византийских богословов и проповедников. Сей блаженный Кирилл, говорит Святитель Димитрий Ростовский, родился в 1130 году и вырос в городе Турове. Сын знатных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира. Прежде всего старался постичь учение Божественных книг и достиг совершенного их познания.

Город Туров – один из древнейших городов Белоруссии и столица Туровского княжества в XII-XIII веках. Располагается на Полесье на реке Припять. Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. В 1169 году Кирилл стал участником церковного Собора, осудившего епископа Феодора, занявшего Владимиро-Суздальскую кафедру. Тот пытался отделиться от Русской Церкви убеждая князя Андрея Боголюбского поддержать его раскол и учредить отдельную от русской митрополию. Игумен Феодор самовольно поехал в Константинополь. Там обманом и щедрыми дарами он сумел получить от патриарха поставление во епископа. Так открылась первая ересь в нашем Отечестве. Феодор, уже приняв на себя звание епископа, не только не пожелал поставления от русского митрополита, но и «на Пречистую Богородицу хулу изглагола», и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни служения.

В Новгородской летописи Феодорец-Калугер назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. Сего мало: будучи корыстолюбив и злобен, он людей в подвластных ему сёлах: иноков, игуменов, священников мучил. Даже распинал некоторых, выжигал глаза, резал языки. Князь терпел изверга, довольствуясь, может быть, одними угрозами. Ещё более тем озлобленный, лжепастырь вздумал наконец запереть все церкви в Владимире, и взял от них ключи. «Нецыи глаголаху, яко от демона есть сей, инии же волхва быти того нарицаху». Народ волновался. Великий Князь, низвергнув Феодора, предал его на суд Собора. Кирилл Туровский обличил ересь Феодора и проклял его.

Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года и вместе с другими епископами участвовал в осуждении Феодора как еретика и злодея. Авторитет Кирилла Туровского заставил участников Собора прислушаться и предотвратить раскол Церкви. В поучении святого Кирилла «О расслабленном» сохранилось осуждение лжеепископа Феодора в словах: Горе согрешающему по принятии священного сана! Горе не боящимся Бога в монастыре, иерействе и самом епископстве.

В другом поучении, притчей о слепом и хромом, нарушивших Божии заповеди, Святитель Кирилл объясняет:

– Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет. И самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает. И все житейского мира печали отводит. Сладки – медовые соты, и хорош –  сахар. Обоих же лучше книжное знание: потому что оно – сокровище вечной жизни. Если бы здесь кто нашел земное сокровище, то на все и не посягнул бы, но лишь один драгоценный камень взял бы – и вот уже без печали питается, как до самой смерти богатство имеющий.

Так и нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и самого Спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий, – уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему. Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: Всякий книжник, познавший Царство Небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое, и новое. Если же от тщеславия, большим угождая, малыми пренебрегает, дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот при жизни, чтобы удвоить царское серебро – человеческие души, то, узря горделивый его ум, возьмет Господь от него свой талант.

Ибо сам Он гордым противится, смиренным же дает благодать. Если же мира сего властелины и в житейских делах погрязшие люди усердно требуют книжного знания, то насколько больше следует нам учиться у них и всем сердцем в него погрузиться, познавая речи Господни, о спасении душ наших писанные! Но затрудняется мой неясный ум, слабый разум имея, не может нужных слов изложить по порядку и подобен слепому стрелку, над которым смеются, ибо не может попасть в свою цель. Пусть же не от себя изложу я необученным языком, но из священных извлекая писаний. С великой боязнью евангельских решаюсь коснуться речей, для начала Господню притчу рассказав так, как апостол Матфей ее Церкви донес.

Начало. Сказал Господь. Был один домовитый человек; он насадил виноградник, и оградил стеной, и выкопал яму для отжимки вина, оставил вход – устроил и ворота, но не затворил входа. И возвращаясь домой, сказал он: Кого оставлю я сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-то из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Но вот что сделаю: приставлю к воротам хромца и слепца. Если кто из врагов моих захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромец, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; слепец же, если и войдет, то, заплутав, в пропасти расшибется.

И, посадив их у ворот, дал им власть надо всем, что вокруг виноградника, и пищу и одежду приготовил легкую. Только, сказал, того, что внутри виноградника, не касайтесь без моего повеления. И потом ушел, сказав, что вернется со временем, тогда и плату им за работу с собой принесет. Но пригрозил им наказанием, если те запрет его преступят. Оставив их здесь, снова обратимся к словам Евангелия, словесный плод на умственном пиршестве вашим очам предлагающего.

Продолжение следует.

 

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДРЕВО ЖИЗНИ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС

ВРЕМЯ БАНКИРОВ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

12 мая 2019
Яндекс.Метрика
loading