Официальный сайт

ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Святитель Кирилл Туровский дает истолкование притчи. Домовитый человек – Бог Всевидец и Вседержитель, сотворивший все словом, видимое и невидимое. Домовитым он называется, ибо имеет не только дом, согласно Писанию. Говорит ведь пророк: Твои небеса и твоя земля: вселенную и пределы ее ты основал. И еще: Небо мне – престол, а земля – подножие ногам моим. Моисей же под твердью понимает дно вод, а Давид ставит воду превыше небес. Но посмотри в Писание и вдумайся: везде дома Божьи, и не только в твари, но и в людях.

– Ибо вселюся я, – сказал, – в них.

Так же и было: сошел Он, и вошел в плоть человеческую, и вознес ее от земли до небес, и престолом Божьим стала плоть человеческая. На вышнем небе престол тот стоит. А что насадил виноградник – так это рай: ибо это и есть его труд. Пишется же: И насадил Бог рай в эдеме. А что оградил его, – говорит, – стеной – своим устрашеньем. Устрашеньем его, – говорит пророк, – движется земля, рассыпаются камни, звери трепещут, горы дымятся, светила раболепно служат, облака и воздушные твари предначертанное исполняют. Стена же – значит закон. Закон – всем Божий завет. Предел же, – сказал, – положил, которого не перейдут и не передвинут. Но оставил вход, то есть знание разуму: никакая тварь не нарушит Божьего повеления.

– Все ведь, – сказал, – от тебя ожидают: ты дашь им пищу, и вовремя. Пищей же не еда называется, но слово Божие, которым всякая тварь питается. Ибо говорит Моисей: Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из Божьих уст. Незапертые же ворота – чудесных Божьих созданий порядок, и чрез это – познание сущности Бога. Через создание же, – сказал, – творца познай: не свойство, но величие, и силу, и славу, и благодать, которую творит самовластно, угождая всем вышним и нижним, видимым и невидимым. Если же и зовется Христос человеком, то не по виду, а иносказательно: никакого подобия Божьего не может иметь человек.

Решается же Писание и Ангелов людьми называть – но словом, а не подобием. Если же соблазняются некие, слушая Моисея, говорившего: Сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, – и прикладывают к бесплотному тело без пригодного разума, то есть это ересь и доныне у тех, кто считает Бога подобным человеку, который никак не описывается и пределов свойств не имеет. Однако, это оставив, о прежнем скажу. И возвращаясь домой, кого, – сказал он, – оставлю я сторожем дома моего? Эти вопросы – Отца и Сына и Святого Духа – не о созданиях, но о владельце созданий, то есть о господине, которому пожелал передать землю и все живое покорить. Не ангелам же предназначил он вселенную, и так далее.

 – Приставлю, – сказал, – к воротам хромца и с ним слепца. Кто это – хромец и слепец? Хромец – это тело человеческое, слепец же – душа. Сначала Бог создал тело Адама бездушным, потом же – душу. Создав же тело, говорит Писание: И вдунул в лицо его жизненный Дух. Оттого-то тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом. Вникни здесь и пойми Книгу Бытие. Сотворил Бог тело вне рая и внес его в эдем, а не в рай. Эдем же и значит пища. Как и всякий, зовущий на пир, прежде приготовит обильную пищу и потом лишь приведет званого, – так же и Бог сначала приготовил ему для жилья эдем, а не рай. Рай ведь – место святое, как и в церкви алтарь.

Церковь же для всех открыта. Она всем нам мать, порождающая всех крещением и легко питающая всех в ней живущих, одевающая и радующая всех, вошедших в нее. Ибо говорит пророк: Вот служащие Церкви поедят и насытятся. И снова: О чада церковные, сосущие из сосцов ее жир и масло, окропите радостью ваши головы. И Давид: Напьются, – сказал, – от обилия дома твоего, и потоком пищи твоей напоишь их. И еще: об облачении священников и одежде монахов: Служители твои, Господи, облекутся в правду, и прочее. Монаху же: Снял с меня тягостные и уродливые одежды, и одел меня в спасение, и препоясал меня радостью. Воспойте же, сказано, Господу новую песнь – хвалите в церквах его добродетельными.

И вот действительно так: из священников – епископ, и из монастыря – монах. Видишь теперь, что епископия и монастырь – эдем, то есть беспечальная жизнь. Алтарь же свят как эдемский рай, в который трудно войти, хотя и ворота незамкнутые имеет. Так был посажен хромец со слепцом у ворот стеречь то, что внутри, как приставлены и патриархи, архиепископы, архимандриты меж церковью и алтарем стеречь святые тайны от врагов Христовых. То есть от еретиков и зловерных искусителей, нечестивых грехолюбцев и неверных осквернителей.

Продолжение следует.

 

СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ. ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ

ТВОРЕНИЕ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО МИРОВ

ВРАТА ИСТИНЫ

О ДНЯХ ТВОРЕНИЯ

ТАЙНА ТВОРЕНИЯ. БЫЛ ЛИ РАЙ НА ЗЕМЛЕ

ТАЙНА ТВОРЕНИЯ. ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ РЕЧЬ

УЧЕНЫЕ И РЕЛИГИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

НОВОЕ ПАПСТВО

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ЕРЕТИКАХ И РАСКОЛЬНИКАХ

ПЕРВЫЕ ЕРЕСИ

ЕРЕСИ ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ

БОРЬБА С ЕРЕСЯМИ И СОБЛАЗНАМИ

КАК УПОДОБИТЬСЯ ХРИСТУ

ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

 

12 мая 2019
Яндекс.Метрика
loading