Официальный сайт

МАГНИТНЫЕ БУРИ И БУРИ СТРАСТЕЙ

Каждый человек иногда совершает поступки, которые впоследствии не может объяснить. Что заставляет нас поступать вопреки жизненной логике? Откуда возникают мысли и чувства, побуждения, которые овладевают нами и приводят к непредсказуемым последствиям. Что, или кто – периодически выключает наше сознание?

Известный биофизик Александр Чижевский считал, что на людей сильнейшее влияние оказывают магнитные бури. Вспышки на Солнце возмущают магнитное поле Земли. Оно не только изменяет человеческую психику, но и провоцирует социальные катаклизмы.

chizhevskij_1918

Революции, войны, смены общественных формаций, считал Чижевский – результат магнитных бурь.

В 1918 году Чижевский представил работу «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» на историко-филологический факультет Московского университета и в двадцать один год защитил диссертацию на степень доктора наук. Спустя шесть лет теория была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса».

Теория Чижевского выражалась в следующем: он заметил, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя все жизненные процессы. От урожайности и эпидемий – до психической настроенности человечества.

Глобально, считал он, это отражается на конкретных исторических событиях: политико-экономических кризисах, войнах, восстаниях, революциях.

Теория Чижевского до нашего времени имеет своих сторонников.

burya_3

В 2003 году Вадим Абдрашитов снял удивительный фильм – «Магнитные бури». В картине показано, как в годы перестройки идет борьба за овладение огромным заводом. В эту борьбу вовлечены и все рабочие, поделенные пополам. Два кандидата на управление имеют сотни своих сторонников, готовых убить друг друга. Периодически две толпы насмерть бьются в темноте за территорию завода.

Абдрашитов не был бы одним из самых значительных современных режиссеров, если бы просто рассматривал социальный конфликт двух сторон. Ему, как и в прежних фильмах важен внутренний конфликт человека.

В картине мы видим трагедию семьи, двух людей, которые невольно вовлечены в борьбу за завод.

averin1

Валерий – первая роль в кино Максима Аверина – не хочет, но опять бежит драться. Он надеется, что его когда-нибудь убьют, чтобы прекратилось безумие. Его жена Марина – Виктория Толстоганова  ждет, каждый раз надеясь, что тот просто вернется живым.

Красивые герои, добродушные. Но, каждый день проявляется массовая одержимость. Большая часть фильма проходит в показе бегущих толп и безумных драк, которые сам режиссер называет «махалово». Первоначальное название сценария – «Гон».

Жестокость людей, готовых убить друг друга, здесь им изначально присуща. Что-то выпустило на волю бурю страстей, таящихся в душе человека. И они сами не понимают, что с ними происходит. Почему люди стали хуже зверей?

burya7

Название картины дает нам псевдоподсказку – всему виной магнитные бури в природе. Поэтому люди становятся жестокими, алчными, похотливыми.

Есть роман основоположника экзистенциализма Альбера Камю – «Посторонний». Там тоже герой не понимает, как стал преступником. Виной тому объявлялась жара.

Мы до сих пор, хоть нам и объясняют, не можем понять, как становились братоубийцами жители России во время гражданской войны? При просмотре «Магнитных бурь» вспоминается первый фильм С. Эйзенштейна «Стачка». Там тоже толпы агрессивных дрессированных людей носятся по экрану в одержимости социальной справедливостью. Десятилетиями считалось, что Эйзенштейн показал борьбу угнетенного пролетариата за лучшую жизнь. Теперь мы знаем что, несмотря на новаторство киноязыка Эйзенштейна, многие сцены – как в «Стачке», так и последующих пропагандистских картинах – были им просто выдуманы. Они не имели под собой никаких реальных событий.

tolpa

В картине Вадима Абдрашитова вся история основана на реальности, происходившей на Урале. Но для него это только повод для обобщений. Весь фильм глубоко символичен. Он дает возможность угадать внутреннюю причину взрыва страстей.

Первая сцена, которую режиссер выделяет – неожиданно услышанный героем разговор между руководителями противоположных движений. Они тайно обсуждают в кафе дальнейший дележ завода и методы стравливания рабочих.

Потом Валерий узнает, что и те, кто подстрекает каждый день своих же друзей на кровавые стычки, получают за это большие деньги – провокаторы. Символично и то, что в этом же городке расположен военный полигон, где каждый день проходят стрельбы, учения. Танки и самолеты ведут огонь по невидимому противнику. Танк гонится по дороге за Мариной.

tank

И понятно, если бы она не соскочила с дороги, спокойно раздавил ее как букашку. Люди в этом мире не имеют никакого значения. Только борьба за власть, за деньги, на которые власть имущие купят плотские удовольствия. Жизнь призрачна.

Ближе к финалу, герой вдруг оказывается на праздничной улице, где люди в нарядной одежде, бывшие враги, обнимаются и поют. Контрастный переход производит впечатление сна. Оказывается, руководители подписали дележ завода. Нужно забыть обо всем, что было. И о том, как друзья распяли Валерия на заводе, зажав ему руки в тиски. И о том, что его жена Марина уехала в Москву на заработки, продавать себя тем самым похотливым хозяевам завода.

final

Как это все можно забыть? Оказывается можно. Вадим Абдрашитов говорит, что это больше всего удивляет его – почему человек ничему не учится.

В конце картины герой просыпается рядом с совершенно чужой женщиной, которая надевает обручальное кольцо жены. Она некрасивая, грубая. Он спрашивает, кто она и откуда? Та взглядом показывает наверх. Валера удивлен. Переспрашивает – ангел что ли? Не ангел, объясняет она, а крановщица, которая за ним давно наблюдает, и выбрала для себя. Жизнь продолжается, они вместе идут на завод. Но жизнь закончилась, потому что в ней нет ни красоты, ни любви, ни добра, ни справедливости.

Люди, носимые бурями страстей, сами губят себя. Они не догадываются, что страсти: гнев, похоть, тщеславие, зависть и другие, не только искажают восприятие происходящего. Страсти, облекшись в человеческую душу, представляют ему, что они-то и есть его сущность. Заставляют действовать  вопреки самосохранению и истинным интересам.

Фильм Вадима Абдрашитова не дает зрителю ответ, откуда в нас страсти. Этому учат святые древние и современные. От Антония Великого до Феофана Затворника. Все это можно узнать из их описаний.

Но в фильме очень важная деталь. Те, кто стравливают людей и вызывают магнитные бури, только выглядят врагами, но руководствуются чистой корыстью.

abdrashitov3Картина снята больше десяти лет тому назад. Но становится все более актуальной, если посмотреть на ситуацию в Украине.

Людям стоит быть внимательнее и к тому, чем занимается современное телевидение. Многочисленные ток-шоу, где обсуждают животрепещущие вопросы, казалось бы, представляют противоположные взгляды. На самом деле они лишь провоцируют очередные магнитные бури. Если бы зрители попали за кулисы очередной телепередачи, где противники готовы были перед камерами разорвать друг друга, то весьма удивились. После окончания съемки те пожимают друг другу руки, идут вместе пить кофе и спрашивают: – Ну, как я тебе сегодня выдал? Да здорово! А я тебе? Ты тоже был в ударе. Ведущий ток-шоу благодарит их за участие. Каждый получает дивиденды: ведущий рейтинг и приличную сумму, а участники узнаваемость и популярность.

boreckij3

В 1960-70 годы на советском телевидении разрабатывалась система телепропаганды. Одним из авторов методических пособий для специального пользования был глубокий психолог и знаток ТВ профессор Рудольф Андреевич Борецкий. Он до недавнего времени преподавал на кафедре телевидения факультета журналистики МГУ. Книги по манипуляции сознанием масс и тогда были доступны только телевизионному начальству.

Однажды, незадолго до его кончины, удалось спросить его:

– А сейчас кто-нибудь пользуется этими наработками? Еще как, ответил он. А кто именно? Тут Рудольф Андреевич выразительно посмотрел вверх.

Не удивительно, что Вадиму Абдрашитову после фильма «Магнитные бури» больше не дают снимать кино.

 

Владимир Кремень

01 апреля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading