Официальный сайт

И ТЫ ПОСТУПАЙ ТАК ЖЕ

Толкование на Литургические отрывки в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Сегодня на Литургии Господь обращается к нам с притчей о милосердном самарянине. Эту притчу принято понимать как урок милосердия и любви к ближнему: никто не должен проходить мимо чужой беды. Однако тот контекст, что побуждает Спасителя дать нам такой урок, заслуживает не меньшего внимания.

Законник, приступивший ко Господу, вопрошал о жизни вечной неискренне. Этот иудей, знаток Закона Моисеева, считал, что точное исполнение Закона делает его праведным. Поэтому он и задаёт вопрос, искушая Господа (Лк. 10:25), то есть желая уловить Его в ответах. Но Господь, знающий его сердце, указывает ему на тот самый Закон, исполнением которого он так гордится.

Каждый ли из нас, христиан, сможет назвать самую главную Божию заповедь? Разве это «не убий»? «не прелюбодействуй»? «не укради»? Законник знает ответ. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Но услышав за этот ответ похвалу от Спасителя, законник выказывает высокомерие: «а кто мой ближний»? (Лк. 10:29) Он думает, что он праведен и не имеет подобного себе ближнего, то есть такого же праведника.

Но Господь показывает, что ближний – это не тот, кто равен нам по достоинству или статусу, а совершенно любой человек – брат или сестра – нуждающийся в нашей помощи. Так говорится в притче Христовой о милосердном самарянине.

Дорога из Иерихона в Иерусалим, по которой шёл человек из притчи, в ту пору была очень опасной. Иерусалим лежит почти на тысячу метров выше Иерихона, и вдоль узкой дороги, петлявшей по скалистым ущельям, прятались разбойники. Человек этот попался таким разбойникам: они «сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10:30). Интересно, что невозможно было определить веру и национальность этого несчастного, ведь в Палестине эти признаки опознавали как раз по одежде, которую у него забрали грабители.

И священник, и левит, которые проходили мимо, видели израненного человека, но не помогли ему. Дело не только в их жестокосердии. Пострадавший умирал, а это значит, что, по Закону Моисееву, каждый, кто прикоснётся к нему, будет считаться осквернённым и не сможет участвовать в богослужениях. Под священником и левитом Господь подразумевает Закон, уходящий в прошлое: «Закон пришёл и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил», – так говорит блаженный Феофилакт Болгарский об этом месте притчи.

Помог несчастному проезжавший мимо самарянин, человек из народа, который иудеи презирают. Под самарянином, по словам Святых Отцов, можно разуметь Самого Христа, спасающего нас от смерти. Масло и вино, которыми Он лечит наши грехи и раны – это слова Его учения, а гостиница – Его Святая Церковь, которая принимает всех. Два динария, которые самарянин оставляет для заботы о раненом, – это два Завета: Ветхий и Новый, два слова одного Царя, которые Он оставил Своим ученикам.

Когда же в конце притчи Спаситель спрашивает законника, кто есть ближний пострадавшему от разбойников, даже законник больше не может лукавить. Он, иудей, отвечает, что ближний ему – не священник, не левит, а тот, кто оказал милость. Теперь он сам отвечает на вопрос, заданный Спасителю. Чтобы наследовать жизнь вечную, мало исполнять заповеди и вести духовную жизнь. Нужно оказывать милосердие каждому, кто встретится нам на пути, как самому близкому и родному человеку.

Иди, и ты поступай так же.

Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора

29 ноября 2021
Яндекс.Метрика
loading