Официальный сайт

НЕ ВСЯКАЯ НИЩЕТА СВЯЩЕННА

Толкование на Литургические отрывки в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Сегодня на Литургии Господь обращается к нам притчей о богаче и Лазаре. Эта история – о неправильном употреблении земной жизни, о жестокосердии, терпении и посмертной участи каждого из нас.

Богач, имея возможность пировать от зари до заката, носить дорогую одежду и содержать слуг, ни разу за всю жизнь не обратил взора на нищего, который лежал прямо у его ворот. Не накормил его, не одел, не дал ему даже глотка воды. Но по смерти, мучаясь в аду, через огромную пропасть он видит блаженствующего Лазаря и теперь уже он, богач, просит у него милосердия – лишь каплю воды – но не может получить даже этой малости.

Обращаясь из ада к Аврааму, богач называет его отцом: «отче Аврааме!» (Лк. 16:24), а тот отвечает ему: «чадо!», то есть «дитя!» (Лк. 16:25) Это значит, что несчастный богач принадлежал к иудейскому народу, почитал Единого Бога и по крови был потомком Авраама.

Спаситель недаром делает героем притчи иудея, ведь обличение Своё Он произносит перед перед фарисеями, которые надеялись получить Царство Божие только через формальное исполнение заповедей. Господь показывает, что внешнее следование Закону может выглядеть красиво и правильно, как дорогие одежды богача – виссон и порфира. Однако оно становится бессмысленным и приводит тебя к погибели, если сердце твоё не учится быть милосердным, сострадательным и любящим.

Удивительно, но в этой притче есть ещё один богатый человек, который не только избежал геенны огненной, но стал величайшим праведником и Божиим Патриархом. Этот богач – Авраам, отец иудейского народа. В Ветхозаветной книге Бытия говорится, что у него было великое множество скота, слуг, золота и серебра, однако же он любил Бога и – по слову святителя Григория Паламы – «чрез боголюбие, милосердие и странноприимство не только сам получил спасение, но сделался и местом спасаемых».

Что значит «местом спасаемых»? Известно, что до воскресения Спасителя Иисуса Христа Царство Небесное было недоступно для падшего человека. Однако праведники, умершие в любви ко Господу, по смерти находились на «лоне Авраамовом» в ожидании Избавителя. «А лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ» – говорит святитель Григорий. Туда Ангелы и отнесли душу праведного Лазаря.

Нужно сказать и о нём, о Лазаре. Ведь не за саму по себе бедность был удостоен он вечного блаженства: «не всякая нищета священна и не всякое богатство преступно», – говорит святитель Амвросий Медиоланский. Но вот в чём дело. Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», то есть «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Спаситель в его лице показывает праведника, который терпел в земной жизни множество лишений. Он был и беден, и тяжело болен, имея возможность лишь бессильно лежать у ворот. Псы, которые лизали его струпья, возможно, тем самым ещё более усугубляли его страдания. Но Лазарь ни разу не возроптал на Бога, не пожаловался на свою участь. Всё, чего он хотел – жалкие крошки со стола богача, которые составляли всё его пропитание. За эту незлобивость, терпение и смиренное сердце нищий и получил вечную награду на небесах.

Будем же любить и благодарить Господа и в бедности, и в богатстве, и в болезни, и в крепости. Будем ради Него внимательны к окружающим, будем щедро делиться с ними тем, что у нас есть, чтобы радовать нашего Спасителя, Который никогда не поскупится на вечные блаженства для Своих друзей.

Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора

07 ноября 2021
Яндекс.Метрика
loading